Материалы по психологии » Психологические особенности творческой личности » Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические черты и особенности творческой личности

Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические черты и особенности творческой личности
Страница 2

Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

¾ смелость мысли, склонность к риску;

¾ фантазия;

¾ проблемное видение;

¾ умение мыслить;

¾ способность находить противоречие;

¾ умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

¾ независимость;

¾ альтернативность;

¾ гибкость мышления;

¾ способность к самоуправлению [2; 321].

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

¾ возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

¾ высокая трудоспособность;

¾ подчинение творчества духовной мотивации;

¾ стойкость, упёртость;

¾ увлечение работой [6; 10-14].

В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе [16; 56-57].

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие — главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным[19; 76-85].

Содержание представленных предпосылок показывает, что мы имеем дело с позитивной концепцией человека, который, будучи одаренным свободой выбора, управляет своим поведением, переходит границы собственных достижений и возможностей, стремится к развитию и высокой самооценке и изменению своей Я-концепции.

С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я — другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Страницы: 1 2 3


Постразводная ситуация Причины роста разводов. Последствия развода для бывших супругов
Окончание супружеских отношений – это не просто изменение семейного статуса человека, оно влечет за собой изменение всего уклада жизни – экономического, социального, сексуального. Оно отражается даже на таких его повседневных привычках как сон и прием пищи, а юридическая казуистика, сопровождающая раздел имущества и прочие процедуры, св ...

Работа №4: Логическая и механическая память
Задача исследования: Исследование логической и механической памяти методом запоминания 2 рядов слов. Оснащение опыта: Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Порядок работы: Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). П ...

Нарушение физиологических процессов взросления. Преждевременное половое развитие девочек
Половое развитие определяется как преждевременное при появлении вторичных половых признаков до 8 лет. [5] Преждевременное половое взросление разделяется на истинное, ложное и неполное. Истинное преждевременное половое развитие обусловлено ранней активацией гипоталамуса, что приводит к избыточной секреции половых гормонов, так же може ...