Материалы по психологии » Естественнонаучные основы психологии » Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики

Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики
Страница 3

Простейшим видом рассудочного поведения, опирающегося на отражение соотношения между предметами, являются так называемые обходные действия, недоступные, в частности, курам, однако хорошо доступные собакам и полностью доступные человекообразным обезьянам. Наиболее полно проявляется рассудочная деятельность при попытках использования животными разных предметов в качестве простейших орудий.

Проведенные под руководством И.П. Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью удовлетворения своих потребностей. Перед Рафаэлем был поставлен ящик с апельсином, который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось овладеть им, но наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и Рафаэль обжегся. Это не помешало, однако, ему справиться с задачей. Он направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал приманку. В других случаях эта задача решалась Рафаэлем еще проще: для того чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в кружку или в рот и гасил пламя. И.П. Павлов, наблюдая за этими опытами, сказал: "Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, о котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни".

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд с использованием орудий труда и языковое общение. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это, безусловно, привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредствуется общественно выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Страницы: 1 2 3 


Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <…> Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношени ...

Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений
Межличностные отношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. [9,71] Родительские позиции оказывают влияние на ...

Поспорим с Фрейдом!
Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети в ...