Введение

По самой своей природе экономическая психология тесно связана как с экономикой так и с психологией. Подходы к изучению экономических проблем и поведения человека в этих науках значительно различаются.

Экономическая теория в большей степени дедуктивна, зависима от математических выкладок при разработке экономических моделей. Эмпирические данные чрезмерно обобщаются и абстрагируются. Базовые принципы теории в основном принимаются всеми экономистами.

Поскольку базовая теория находится на высоком уровне абстракции, то приложение ее к исследованию реальной жизни, как правило, приводит к использованию содержащих упрощенные допущения моделей, которые делают необходимые количественные измерения выполнимыми. В свою очередь интерпретация полученных с помощью этих моделей данных переносится на широкий круг достаточно сложных и разнообразных экономических явлений. Как правило, строя свои экспериментальные исследования, экономисты опираются на теорию игр и теорию ожидаемой полезности. Основным догматом экономической теории является идея рационального экономического человека, основными мотивами экономического поведения которого является стремление к максимизации своей выгоды и минимизации потерь, а также стремление достичь наиболее выгодного для себя соотношения затрат и выгод.

Согласно таким постулатам человек в экономической ситуации предстает как эгоистичный, лишенный эмоций калькулятор, совершающий сложные математические расчеты, принимая решение. Экономические факторы рассматриваются в качестве базовых и практически единственных детерминант экономического поведения. Ранее любое отклонение от общей выявленной закономерности просто считалось артефактом. Последнее время экономисты начали все-таки признавать, что в реальной жизни имеет место вариативность индивидуального поведения.

В психологической науке нет единой, всеми принимаемой теории. Психологические теории скорее индуктивны и опираются на конкретные эмпирические данные. Существует несколько различных теорий, объясняющих различные аспекты поведения человека, в том числе и в сфере экономики. Различные школы предлагают и используют разные исследовательские подходы и методы.

Математический аппарат используется, как правило, для статистической обработки данных, а не для построения теоретических моделей (исключением является лишь математическая психология).

Оперируя на более низком уровне абстракции, психологические исследования позволяют выявить и подчеркнуть различия между ситуациями, людьми и влияющими на их поведение переменными.

Не умаляя значения чисто экономических факторов для объяснения экономического поведения людей, психологи обращают внимание на то, что достаточно часто их воздействие преломляется через психологию человека, и без знания о влиянии тех или иных психологических факторов невозможно объяснить и предсказать поведение людей в реальных экономических ситуациях. Экономическая психология имеет больше сходства с психологией, чем с экономикой, ориентируясь в своих исследованиях на эмпирические наблюдения и анализ данных, строя теорию именно на этой основе.

Целью данной контрольной работы является изучение человека в сфере экономики. Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие вопросы: личность в экономике, основы поведения человека в сфере экономики и некоторые другие.

В качестве теоретических источников использованы труды следующих авторов: Бункиной М.К., Семенова В.А., Дейнеки О.С., Дружининой В.Н., Журавлева А.Л., Познякова В.П., Купрейченко А.Б., Кабушкина Н.И., Соколинского В.М., Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большаковой А.К. и др.


Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...

Гетеросоциальность
«Гетеросоциальность – этап развития подростка и взрослого человека, во время которого человек удовлетворяет свои потребности в общении и дружбе с лицами обоих полов» [цит по 11, с 354]. Подростковый возраст время полового созревания, в это время человек взрослеет, его начинают интересовать лица противоположного пола. Установление близос ...

Основные теории изучение восприятия
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действ ...