Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 4

Применительно к рассматриваемой теме наша прагматическая задача состоит в необходимости развивать познания в области системности экономического поведения людей. По аналогии с макромиром определенные закономерности имеются и в той совокупности живой природы, которая представлена окружающими нас людьми.

Живая природа как элемент общего мира материи строится на упорядоченных, систематизированных основах. Это полностью относится и к институту человека. Несмотря на то, что на земле несколько миллиардов человек, все они объединяются природой в определенные группы, слои, виды (по характеру, менталитету, расам, национальностям, цвету кожи и т.д.).

Зададим вопрос: с какой целью природа выработала определенную систематизацию в человеческом роде? Или еще более конкретно: для чего сложилась система типов человеческого поведения?

Природа - своего рода единый организм, в котором все составляющие элементы прямо или косвенно взаимосвязаны. Совершаемая природой группировка внешних и внутренних признаков, формирование типов (в том числе в человеческом роде) позволяет людям, равно как и всем другим живым существам, легче приспосабливаться друг к другу. Четко обозначенный специфический вид, а также тип психического поведения делает более предсказуемыми встречные действия вступающих в контакт живых существ (в т.ч. людей).

Приведем пример из области психологии (по принципу «от обратного»). В последнее десятилетие нередко можно встретить в городе молодых людей, имеющих малопонятные внешние параметры (одежду, стиль фигуры, черты лица и вид прически). Порой весьма сложно идентифицировать такого человека с определенным полом. Замечено, что в реакции наблюдающего за ним человека наступает чувство растерянности, неопределенности. Увиденная информация не находит соответствующего идентичного «файла» в арсенале памяти. Мозг не может сравнить новую информацию с готовым вариантом (а ведь казалось бы, он должен быть! Речь ведь идет о человеке, а не о иноземном пришельце!). Не получается выдача сознанию сигнала: «объект опознан». Таким образом, если мозг не справляется с обработкой сигнала, появляется чувство неудобства, недовольства или даже разочарования в своих возможностях.

Итак, наличие типичных черт у взаимодействующих людей дает каждому из них возможность быстрее получить ориентацию о возможном повелении другой стороны. Каждый человек становится для другого более предсказуемым.

Рассмотрев исходные основы систематизации, обратимся к вопросу: какие же типы экономического повеления человека можно было бы обозначить?

Единой, общепринятой классификации в психологической науке пока не существует. Вопрос о типах поведения оказался весьма сложным. У разных авторов можно встретить различные мнения. Кроме того, в современной психологической науке принято в основном разрабатывать классификацию типов характера, темперамента, а не типов поведения.

Правда, не будет ошибкой считать, что стиль поведения в значительной степени определяется видом характера и темперамента. Четкого разграничения между двумя последними понятиями психологическая наука не проводит.

Первая попытка классификации была сделана еще в античный период. Гиппократ (IV в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлении того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определение пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temheiamentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sangus - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole - черная желчь). [2, с. 84].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения
Эмоциональное неблагополучие подростков –один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка. Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- ...

Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или ...

Данные методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта
При обработке методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта, были получены достоверные различия по шкале «склонности к риску» (р<0,05 ; t=2,101), что говорит о высокой готовности к риску сопровождающейся низкой мотивацией к избеганию неудач (Таблица 3). Таблица 3. Средние значения по методике Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта ...