Материалы по психологии » Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития » Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
Страница 2

Для успешного развития речи ребенка необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. С развитием слушания

и понимания

сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память

детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия

происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Основной способ познания

ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету

. Который начинает восприниматься как вещь

, имеющая определенное назначение

и способ употребления

. Игровая деятельность

носит предметно-манипулятивный характер.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

. По выражению Д.Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я».

Л.С. Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию. Если вспомнить признаки революции можно отметить, что одни не хотят жить по-старому, а другие не могут принять происходящие изменения. Очень большая роль в данный период отводится взрослому, т. к. во многом от него зависят успехи развития ребенка. Именно взрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации, стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование «самости» зависит формирование самосознания ребенка.

Реакции на «Я сам» бывают двух видов:

первая

– когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях

.

Во втором

случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период, на котором мы остановимся – дошкольное детство

. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление

Страницы: 1 2 3 4


Мотивационные свойства (черты) личности
Поцмотивационными свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивы. Уровень притязаний – определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, с ним связана его самооценка, он обу ...

Этапы становления значения термина «стиль»и стилевого подхода в психологии
Можно выделить три этапа становления значения термина «стиль» и соответственно стилевого подхода в психологии. На первом этапе стиль рассматривался в контексте психологии личности для описания индивидуально-своеобразных способов взаимодействия человека со своим социальным окружением. Впервые термин «стиль» появился в психоаналитических ...

Последствия развода для детей
Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в против ...