Психология бессознательного

В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психологии.

Фрейд, опираясь на свой клинический опыт, его подорвал. Ведь его больные страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, о том, что некогда вызвало душевную боль. Лишь подавив контроль сознания (в частности, применив гипноз), удавалось найти следы некогда травмировавших личность событий. В смелом вторжении в дебри бессознательной психики и заключался пионерский шаг Фрейда.

Попытка вывести психику из работы «нервной машины» Фрейду не удалась. Но и добытые в ту эпоху психологические представления были бессильны пролить свет на патологическое поведение людей, лечением которых был повседневно занят Фрейд, ибо эти представления охватывали лишь то, что подвластно сознанию.

Фрейд открыл третью альтернативу. Ключ к тайнам душевной жизни он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного. Вступив в эту область, он сделал немало ошибочных шагов, предложил немало решений, не выдержавших испытания научными средствами.

Но эти заблуждения не должны дать повод пренебречь его новаторскими исканиями.


Экспериментальное выявление особенностей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России. Выявление организации процесса обучения и воспитания в специальной школе VIII вида с. Амурзет
Экспериментальное исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида с.Амурзет. Данное образовательное учреждение осуществляет обязательное бесплатное обучение детей с нарушениями интеллекта разной структуры дефекта. Это одна из 5 подобных школ ЕАО: в ней обучается на данный момент 56 детей с умс ...

Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план: 1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. 2. Провести исследование ...

Не экспериментальные психологические методы
Не экспериментальными методами психологического исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод.[1] ...