Введение
Страница 1

Актуальность исследования.

Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.

Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

Несмотря на актуальность темы, в социальной психологии до сих пор не было сформировано единого мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком сложно), однако дает некоторые представления об этом явлении с точки зрения различных психологов.

Данная работа посвящена такой стороне социально-психологической толерантности, как коммуникативная толерантность и практически не затрагивает другие стороны этого явления (межэтническую, межконфессиональную, межпоколенческую, политическую, социально-экономическую толерантность).

Объект исследования:

социально-психологическая толерантность.

Предмет исследования:

социально-психологическая толерантность старших школьников.

Цель исследования:

исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Гипотеза:

в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.

Экспериментальный план:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.

4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.

6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.

7. Сделать вывод.

Методы исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Анализ литературы.

2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

3. Социометрический метод.

4. Расчет стандартных отклонений на основе выборки.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в таких отраслях психологии как педагогическая психология, социальная психология.

Практическая значимость.

Данные диагностики были переданы в психологическую службу МОУ СОШ № 38 и использовались при подведении итогов работы классных руководителей за первое полугодие 2010/2011 учебного года. Поскольку в школе проводится эксперимент по введению новой системы оплаты труда, данные использовались при начислении премий.

Страницы: 1 2


Укажите основные направления развития теоретического мышления учащихся в средних и старших классах школы.
По мере формирования теоретического мышления ребенок, подросток все больше научаются осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко все более глубокому ее опред ...

Приемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте
Первый прием Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок - было трудно выполнить - не было трудно - легко выполнить Второй прием Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа п ...

Лидерство и руководство в малой группе
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологичес ...