Материалы по психологии » Социально-психологическая толерантность » Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. Различные подходы к пониманию феномена толерантности

Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. Различные подходы к пониманию феномена толерантности
Страница 2

Проблему соотнесения понятий «доверие» и «толерантность» ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие — это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, Неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее и ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность — это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, — заключает автор [13, с. 47-55].

Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;

- толерантность как культурологическая норма (иными словами—толерантность внешнего выражения);

- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.

Страницы: 1 2 


Объясните отличие обучения от воспитания.
Как уже было отмечено выше, эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколени ...

Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения
Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению числа замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности ...

Терапия: методы общие и специфические
Все эти три истории, каждая в своем роде, касаются нашей проблемы, суть которой проста: каким образом представители помогающих профессий (а к ним я отношу психиатров, священнослужителей, социальных работников, психологов-практиков и работников образования) смогут обрести снова хотя бы немного того здравого смысла, который некогда был им ...