Материалы по психологии » Социально-психологическая толерантность » Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)

Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
Страница 2

Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим фактором он понимает влияние субъективно-объективных условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором.

Под биогенетическим фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей [11, с. 269-271].

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;

- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);

- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;

- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;

- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);

- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [18, с. 27].

Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:

1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.

2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.

3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.

4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).

5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:

- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.

- «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.

- «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.

- «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.

- «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.

- «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.

- «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.

Страницы: 1 2 3 4


Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потр ...

Беседа
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и ...

Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы ...