Экономическое мышление как основа рационального выбора
Страница 3

Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической установки (или вхождение их в противоречие) создают предпосылки выбора альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) — их экономическими интересами.

Обращение к экономическому образу мышления позволяет объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек.

Можно допустить, что темпы роста уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие источники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.

Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высоки, это приведет к повышению уровня безработицы.

Если, например, выпускники средних и высших учебных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой.

Таким образом, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей в результате своих решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для разных индивидов они принимают разные формы. Для одних основными издержками безработицы является потеря дохода, для других такими издержками будет потеря благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, ощущение причастности к делу, общение с коллегами, возможность делать карьеру и др.).

Страницы: 1 2 3 


Вариант №1.
1. Изучив учебную и справочную литературу, заполните таблицу, указав, какие ученые и какой вклад внесли в развитие возрастной психологии на разных этапах. Ф.И.О. ученого Вклад в развитие науки 1) В. Прейер 2) В. Вундт 3) С. Холл 1. В книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических набл ...

Экспериментальная часть. Описание выборки
В исследовании участвовали 30 медработников женского пола в возрасте от 20 до 58 лет, средний возраст - 31, 47. Стаж работы составляет от 9 месяцев до 35 лет, среднее значение – 11, 8. В экспериментальную группу вошли респонденты, положительно ответившие на вопрос № 2 (а, б, в,г,д) анкеты. В контрольную группу вошли респонденты, положит ...

Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Естественно, возникает вопрос: что же затрудняет, а что, напротив, облегчает детям адаптацию к школе? Как уже было сказано, одной из причин затрудненной адаптации многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостат ...