Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Психологические методы изучения личности в юридической деятельности

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Страница 3

При исследовании восприятия результативным на практике является метод отыскивания чисел с помощью таблиц Щульте. Применяются стандартные таблицы, на которых написаны в разном порядке цифры от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц они написаны по разному. Изучаемому лицу дается задание отыскать, показать и назвать вслух все цифры по порядку и сделать это по времени как можно быстрее. При оценке результатов учитывается разница в количестве времени, затраченного на каждую таблицу. Увеличение его на последних таблицах свидетельствует об утомляемости, ускорение - о медленном врабатывании. По норме на каждую таблицу должно уходить одинаковое время.

Для исследования мышления применим метод исключения предметов. С его помощью устанавливается умение строить обобщения, логично, правильно, строго и четко формулировать мысль, а также особенности памяти, внимания, реакции на собственные достижения и неудачи. Для исследования мышления применяется и метод сравнения понятий. Применяется он следующим образом: исследователь заготавливает несколько десятков пар слов или использует стандартные, приведенные в специальном атласе и предлагает изучаемому сравнить понятия, входящие в пары слов, указать сходство и различие между ними. При анализе результатов учитывается, удалось ли выделить существенные признаки и различия памяти, соблюдена ли последовательность в ответах. Указанный метод позволяет определить особенности анализа и синтеза изучаемого лица, способность его к обобщенному или конкретному мышлению.

В исследовании несовершеннолетних, особенно лиц с патологическими отклонениями в психическом развитии, может успешно применяется метод последовательности событий. Сущность его состоит в том, что изучаемому лицу предлагают беспорядочно перемешанную серию карточек, на которых изображено последовательное развитие одного события, и предлагают разложить карточки по порядку и рассказать о том, что случилось. При анализе результатов экспериментатор получает информацию о сообразительности лица, его умении понимать связь понятий, строить последовательные умозаключения, интеллектуальном недоразвитии, трудностях осмысления материала, инертности психических процессов, особенностях устной речи и т.д.

В целях установления особенностей опосредованного запоминания, характера мышления, способности к образованию смысловых связей между названным словом и определенным наглядным образом используется метод опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева. Его применение состоит в предъявлении изучаемому лицу карточек с изображениями предметов и предложении запомнить ряд соответствующих им слов. Чтобы было легче это сделать, каждый раз, когда экспериментатор называет слово-стимул, изучаемый выбирает одну карточку с изображением, которое поможет припомнить ему нужное слово. С помощью этого метода оценивается не правильность выбора картинки, а устанавливается содержательная и смысловая связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на картинке. Эти связи могут свидетельствовать о характере знаний, представлений, жизненном опыте человека, его способности к обобщению.

В процессе осуществления предварительного расследования по делу и судебного разбирательства следует изучать не только отдельные личности, но и отдельные группы, коллективы. Это необходимо для суждения о психических качествах отдельной личности, которую следует изучать в процессе общения с другими лицами, чтобы четче знать особенности структуры общений, передаваемый социальный опыт и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Фазы сна. Медленный сон
При засыпании альфа-ритмы – мозговые волны, характерные для взрослого, находящегося в бодром состоянии с закрытыми глазами, плавно сменяются медленными волнами. По мере углубления сна постепенно замедляется частота мозговых волн и увеличивается их амплитуда. Достижение глубокого сна занимает 30-40 минут, после чего процесс оборачивается ...

Значение психологической подготовки детей к школе
Ребенку старшего дошкольного возраста доступны довольно сложные моральные переживания, касающиеся поступков и отношений людей, оценки своего поведения (например, организованности, дисциплинированности). Таким ребенок должен стать к 6 - 7 годам, но все может сложиться и иначе. Возрастные психологические особенности есть результат в перв ...

Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...