Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Психологические методы изучения личности в юридической деятельности

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Страница 3

При исследовании восприятия результативным на практике является метод отыскивания чисел с помощью таблиц Щульте. Применяются стандартные таблицы, на которых написаны в разном порядке цифры от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц они написаны по разному. Изучаемому лицу дается задание отыскать, показать и назвать вслух все цифры по порядку и сделать это по времени как можно быстрее. При оценке результатов учитывается разница в количестве времени, затраченного на каждую таблицу. Увеличение его на последних таблицах свидетельствует об утомляемости, ускорение - о медленном врабатывании. По норме на каждую таблицу должно уходить одинаковое время.

Для исследования мышления применим метод исключения предметов. С его помощью устанавливается умение строить обобщения, логично, правильно, строго и четко формулировать мысль, а также особенности памяти, внимания, реакции на собственные достижения и неудачи. Для исследования мышления применяется и метод сравнения понятий. Применяется он следующим образом: исследователь заготавливает несколько десятков пар слов или использует стандартные, приведенные в специальном атласе и предлагает изучаемому сравнить понятия, входящие в пары слов, указать сходство и различие между ними. При анализе результатов учитывается, удалось ли выделить существенные признаки и различия памяти, соблюдена ли последовательность в ответах. Указанный метод позволяет определить особенности анализа и синтеза изучаемого лица, способность его к обобщенному или конкретному мышлению.

В исследовании несовершеннолетних, особенно лиц с патологическими отклонениями в психическом развитии, может успешно применяется метод последовательности событий. Сущность его состоит в том, что изучаемому лицу предлагают беспорядочно перемешанную серию карточек, на которых изображено последовательное развитие одного события, и предлагают разложить карточки по порядку и рассказать о том, что случилось. При анализе результатов экспериментатор получает информацию о сообразительности лица, его умении понимать связь понятий, строить последовательные умозаключения, интеллектуальном недоразвитии, трудностях осмысления материала, инертности психических процессов, особенностях устной речи и т.д.

В целях установления особенностей опосредованного запоминания, характера мышления, способности к образованию смысловых связей между названным словом и определенным наглядным образом используется метод опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева. Его применение состоит в предъявлении изучаемому лицу карточек с изображениями предметов и предложении запомнить ряд соответствующих им слов. Чтобы было легче это сделать, каждый раз, когда экспериментатор называет слово-стимул, изучаемый выбирает одну карточку с изображением, которое поможет припомнить ему нужное слово. С помощью этого метода оценивается не правильность выбора картинки, а устанавливается содержательная и смысловая связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на картинке. Эти связи могут свидетельствовать о характере знаний, представлений, жизненном опыте человека, его способности к обобщению.

В процессе осуществления предварительного расследования по делу и судебного разбирательства следует изучать не только отдельные личности, но и отдельные группы, коллективы. Это необходимо для суждения о психических качествах отдельной личности, которую следует изучать в процессе общения с другими лицами, чтобы четче знать особенности структуры общений, передаваемый социальный опыт и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Предисловие
Эта небольшая книга о загадке страха написана не затем, чтобы извлечь выгоду из беды страдающих людей, число которых явно и неуклонно растет. Иначе получилось бы этакое легкое чтиво с простыми рецептами разрешения всех проблем, ведь на щедрые посулы ловят отчаявшихся, а их сейчас немало. Я говорю об этом, чтобы сразу же четко отделить ...

Основные теории изучения познавательных процессов. Основные теории изучение памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является усло­вием научения, приобретения знаний, формирования умений и на­выков. Без памяти н ...

"Пик-переживание"
"Пик-переживания " - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Маслоу отмечает, что "пик-переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. "Термин "пик-переживание" - это обобщение для лучших моментов ...