Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Методы психологического воздействия на личность
Страница 1

Применяемые юристами методы психологического воздействия в профессиональной деятельности отличаются от методов познания, имеющих целью развитие науки юридической психологии и исследование ее предмета, и от психологических методов изучения личности, используемых как для познания психических процессов, явлений и состояний, так и в практических целях - для обеспечения юрисдикционного процесса, профилактики противоправного поведения, в то же время методы психологического воздействия на личность неразрывно связаны и с теоретическими достижениями юридической психологии, и с технологией использования специальных психологических методов для выполнения заказа практической юриспруденции. Можно утверждать, что методы познания и изучения личности создают определенную базу для дальнейшего применения методов психологического воздействия. Специалисты указывают, что психологическое воздействие всегда имеет место в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства. Это, как правило, воздействие на правонарушителя, потерпевшего, истца, ответчика, свидетеля и т.д.

Целью такого воздействия является воспитание или перевоспитание личности, стимулирование ее к законопослушному поведению, оказание помощи в восстановлении в памяти какого-либо лица информации по поводу события или субъекта, представляющих интерес для органов юриспруденции.

Известно, что в практической деятельности расследование конкретных уголовных дел сопряжено с большими трудностями, поскольку познание их обстоятельств осуществляется ретроспективно, как правило, при весьма интенсивном противодействии заинтересованных лиц, с разнообразными, порой исключающими друг друга интересами, сознательно искажающих истину. Психологические методы воздействия призваны блокировать эти негативные проявления, противодействовать им.

Под психологическими методами воздействия на личность понимаются способы влияния на психику правонарушителя, потерпевшего или свидетеля с целью побуждения их к даче показаний по поводу обстоятельств правонарушения. Они очень тесно связаны с тактическими приемами воздействия и без них неприменимы. Для воздействия на личность правонарушителя целесообразно применять следующие методы: передачи информации; внушения; убеждения; рефлексии; постановки и варьирования мыслительных задач; психологических «ловушек» и т.д. Тактические приемы являются технологической стороной применения психологических методов. Как правило, они заключаются в изменении в благоприятную сторону ситуации раскрытия правонарушения, максимальном использовании фактора внезапности в ведении дела;

- в уклонении от конфликта и выжидании; в концентрации доказательств и воздействии с их помощью на наиболее слабые места в позиции противной стороны; использовании сил и средств противоположной стороны и применении новых методов, о которых она, как правило, не осведомлена и т.д. Применение правомерного психологического воздействия не только допустимо, но и необходимо. Как правило, психологическое воздействие достигается как характером и содержанием информации, так и психической индукцией. Между работником юриспруденции и лицами, имеющими отношение к расследуемому правонарушению, возникают различные коммуникативные отношения и, в частности, нейтральные, конфликтные, сотрудничества. Работник правоохранительных органов в зависимости от них выбирает методы воздействия на личность. Здесь, при любых обстоятельствах, следует учитывать, что психологическое воздействие должно соответствовать конституционным и другим законным правовым нормам, не нарушать прав личности, не унижать се достоинства.

Работнику правоохранительных органов в процессе раскрытия правонарушения приходится постоянно контактировать с правонарушителем и лицами, имеющими непосредственное отношение к данному делу. Такой контакт состоит прежде всего в постоянном обмене информацией. Заранее собранная и обобщенная информация воспринимается респондентом, перерабатывается и оценивается им и лишь затем воздействует на его волевую, эмоциональную и интеллектуальную сферу, понуждая к реагированию. В этом случае можно говорить о передаче информации как методе психического воздействия. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о событиях, фактах, знаниях, прежде всего с целью обогащать другого человека знаниями, удовлетворять любознательность. В процессе общения всегда передается информация, всегда происходит воздействие информацией и обмен ею. Создание предварительных условий при передаче информации, определенный соответствующий подбор ее способны значительно увеличить силу воздействия этой информации на личность, выработать специальный метод воздействия - передачей целенаправленной информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Биография
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (ныне Пршибор на территории современной Чехии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену, где будущий ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но тольк ...

Основные направления достижения устойчивой плавной речи у заикающихся
Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися. Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач: Формирование навыка плавной речи. Воспитание личности заикающегося. Профилактика рецидивов и хронификации заикания. Решение перво ...

Стресс в жизни. Стрессовый стиль жизни
Человек при этом испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками). Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом непри ...