Введение

Актуальность. Состоит в том, что в период созревания очень важен для психологического становления личности: формируется внутренний мир человека, интеллектуальная сфера, изменяются способы контакта, общения с другими людьми, представление о своём месте в мире, своих способностях, задатках. Именно во время созревания человек осознаёт себя, как личность. Но не все дети взрослеют одинаково, у каждого свой темп развития, поэтому могут возникать разные проблемы в связи с разными темпами развития. Мы рассмотрим три варианта темпов биологического созревания: ранний, нормальный и поздний. В период взросления начинают изменяться требования и отношения других людей к подростку. Другие люди начинают считать его более взрослым, ответственным и т.д., а он может быть не готов к этим требованиям. С другой стороны, при быстром взрослении ребёнок, ожидая изменения отношения, может столкнуться с непониманием, как старших, так и ровесников. Изучив темпы развития, и выявив особенности каждого из них, можно помочь ребёнку справиться с трудностями формирования самосознания в подростковом периоде. Для нашей гимназии тема актуальна, так как возраст некоторых детей пятого класса как раз приходится на начало пубертата и им сложней вдвойне, на фоне начала такого непростого периода жизни, как взросление, они приходят в новую школу, в которой никого не знают. Педагогам необходимо помочь детям справиться с их трудностями и переживаниями и самим не провоцировать возможные проблемы детей с родителями, одноклассниками и другими педагогами.

Теоретическая разработанность. Изучением детей в период полового созревания занимались многие психологи и физиологи. Здесь следует назвать имена следующих учёных. «Дж. Стэнли Холл первый в США доктор философии в области психологии, основоположник научной школы по изучению ребёнка в Северной Америке, он первым начал изучать психологию подростков». [цит. по 11 c. 51] З. Фрейд, коснувшийся проблем юности в своей книге «Три очерка по теории сексуальности» [11]; Анна Фрейд, дочь З. Фрейда, интересовалась изучением юношеского возраста больше, чем её отец, и много работала над исследованием процесса подросткового развития и структуры психики в пубертатный период [11]; Э. Эриксон (1902-1994) модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития в своей книге «Юность и идентичность» [11]; Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» разрабатывал психосоциальную теорию развития в юности [11]; русский учёный И. С. Кон, изучавший основные психологические проблемы 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ и систематизировавший их в книге «Психология ранней юности»; А. Гезелль, получивший известность благодаря наблюдениям за развитием человека от рождения до юношеского возраста, его самой известной книгой является «Юность: от 10 до 16 лет» [11] и многие другие учёные.

Объект: подростки 11-14 лет

Предмет: воздействие темпов пубертата на психологические особенности подростка.

Цель работы: Выявить влияние темпов развития на особенности осознания собственного "я" в период взросления.

Задачи:

· На основе изучения литературы, дать определения основным понятиям темы: пубертат (ранний и поздний), подростковый возраст и др.,

· определить физиологические процессы, лежащие в основе полового созревания,

· определить общие особенности подросткового возраста,

· выявить взаимосвязь основных вариантов биологического созревания (ранний, поздний, нормальный) с особенностями самосознания подростка и проблемами, трудностями взаимоотношений с окружающими людьми.

· проанализировать данные и подготовить вывод

Гипотеза: существует взаимосвязь и влияние биологического развития на особенности самосознания и отношений подростков: ранний и поздний пубертат в некоторых случаях может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми, непонимания со стороны окружающих, более критичному отношению к себе.


Сглаживание/заострение
Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Впосле ...

Теория самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. "Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, ...

Сознание как био-полевая модель. (О связи сознания с подсознательными функциями.)
Сознание является целенаправленным отражением окружающего мира, возникающем как результат деятельности человека, и включает личный и общественный опыт конкретного индивидуума. Бессознательное или подсознание является более трудным понятием, трактовка которого в истории научной мысли весьма неоднозначна [22;54;56]. Сознание это понятие ф ...