Задачи и методы психологии
Страница 2

К 1935 году относится первая обобщающая работа С. Л. Рубинштейна, в которой рассмотрен ряд основных теоретических вопросов психологии и использован обширный экспериментальный материал. В это же время опубликован ряд ценных работ по отдельным вопросам психологии (П. П. Блонский, С. В. Кравков и др.).

Подъем советской психологии тормозился появлением лженауки педологии, подменявшей научное психическое развития ребёнка поверхностными обследованиями при помощи бессмысленных тестов и анкет. После ликвидации педологии широко развернулись (начиная с 1936) исследования по детской и педагогической психологии, началась более углублённая работа над общей теорией психологии. Были опубликованы новые учебники психологии, в которых по-новому освещались важнейшие теоретические проблемы психологической науки. Большое и значение для определения путей дальнейшего развития светской психологии имела состоявшаяся объединённая сессия Академии наук СССР и Академия медицинских наук СССР, посвящённая проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия послужила толчком для работы по перестройке психологической науки на основе учения Павлова, по устранению из неё остатков субъективизма и интроспекционизма.

Многочисленные исследования ведутся в различных областях психологической науки в СССР. Большое число работ посвящено проблеме ощущений и восприятий: изучению путей повышения чувствительности (С. В. Кравков, К. X. Кекчеев, Л. Богословский, Л. А. Шварц), изучению роли ориентировочного рефлекса в «настройке» анализаторов на более успешное их функционирование (Е. Н. Соколов), исследованию различий в чувствительности парных органов чувств (Б. Г. Ананьев) исследованию константности восприятия цвета, величины и формы предметов (П. А. Шеварев и др.), изучению восприятия времени (Д. Г.Элькин).

Большое место занимают исследования процессов памяти непроизвольного и произвольного запоминания участия процессов мышления в произвольном запоминании (А. А. Смирнов, ), в зависимости произвольного запоминания от характера задачи (Л. В. Занков), опосредованного запоминания, опирающегося на вспомогательные наглядные и словесные средства (А. Н. Леонтьев), рациональной организации повторений при заучивании (М. Н. Шардаков и др.), явлений «реконструкции» и реминисценции при воспроизведении (С.Л. Рубинштейн и др.), различных видов торможения при заучивании и воспроизведении.

Важный раздел работы советских психологов — вопросы психологии личности: проводятся исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности человека (Б. М. Теплов, изучаются способности человека с точки зрения общей структуры способностей (А. Н. Леонтьев) и конкретных способностей в области искусства (Б. М. Теплов), исследуется проблема характера и егоформирования (Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, А. Г. Ковалёв) и проблема отношений человека к действительности (В. Н. Мясищев).

Большое внимание уделяется разработке теории психического развития детей в его взаимоотношений с воспитанием и обучением (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк) и изучению возрастных психологических особенностей ребёнка А. В. Запорожезец, А. А. Люблинская, М. Н. Волокитина). Видное место отводится исследованию процессов усвоения знаний и навыков по отдельным школьным предметам: чтению (Т. Г. Егоров), письму (Е. В. Гурьянов), грамматике и орфографии (Д. Н. Богоявленский), арифметике (Н. А. Менчияская) и др. В связи с политехнизацией советской школы изучается усвоение технических знаний и овладение трудовыми умениями. На основе исследований по частным вопросам усвоения знаний и навыков решаются и общие проблемы психологии обучения (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, Б. Г, Ананьев, П. А. Шеварёв, Ю. А. Самарин)

Страницы: 1 2 3


Текст опросника
1. Даже в ситуациях, которые вызывают беспокойство у большинства людей, я обычно сохраняю уверенность, что всё будет хорошо. 2. В незнакомых ситуациях я чувствую напряжение и беспокойство чаще, чем другие люди. 3. Мне часто приходится прерывать свои дела из-за возникающего у меня чувства беспокойства по поводу возможных осложнений и н ...

Психолого-педагогическое обследование заикания
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическ ...

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <…> Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношени ...