Отрасли психологии и ее значение
Страница 1

До 70-х гг. психология существовала как единая дисциплина, не имеющая достаточно чётко выделенных отраслей. Однако с развитием психологии как науки начинают выделяться отрасли, составляющие самостоятельные разделы психологии. Основными из них являются: общая психология, раскрывающая природу и сущность психической деятельности человека, её основные формы и общие закономерности, её возникновение и развитие; детская психология, изучающая особенности и закономерности развития детей; педагогическая психология, разрабатывающая психологические вопросы усвоения учащимися знаний и навыков в процессе школьного обучения и психологические вопросы воспитания детей и молодёжи; психология труда; психология искусства; педагогическая психология, изучающая изменения психической деятельности при различных поражениях мозга, срывах его нормальной работы.

Данные и выводы психологических исследований имеют большое теоретическое и практическое значение. Психология — одна из наук, на которые опирается диалектико-материалистическая теория познания. Научное познание психики — неотъемлемая составная часть познания природы и сущности человека, имеющая важнейшее значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в борьбе с фидеистическим миропониманием, с поповщиной. Данные психологии имеют большое значение для различных областей практики (педагогической, медицинской, производственной, художественной и пр.). Особенно они важны для дела обучения и воспитания подрастающего поколения, всестороннего развития способностей и формирования морально-психических качеств строителей коммунистического общества.

Дальнейшая участь психоаналитической теории и взгляд на нее в разных странах вырабатывались по-разному. Первоначально все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда относились к ней неоднозначно. Но затем, в Австрии, Германии, Европе, появились сторонники, и до сих пор она является популярной.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. В 30-е годы теория Фрейда была подвергнута острой критике, после мощного некомпетентного идейного давления в данную науку, усилившегося после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936). Прекратились переводы и публикации в нашей стране работ Фрейда и его последователей и до конца 60-х годов практически не появлялись. За это время возник и получил развитие неофрейдизм, внесший значительный вклад в науку (Э.Фромм и др.), но все это до последних лет оставалось практически неизвестным советскому читателю. Только со второй половины 80-х годов стали появляться публикации произведений неофрейдистов в нашей стране.

Кроме трех перечисленных попыток научным путем разрешить проблемы, породившие кризис, предпринимались и попытки иного рода. Одна из них состояла, например, в отказе, от каких бы то ни было объяснений психологических феноменов и призыве к их описанию и пониманию на уровне интуиции. Это была так называемая понимающая психология, которую представлял, в частности, В.Дильтей. Он считал, что атомистическая, элементаристская, основанная на объяснительных методах, заимствованных из естественных наук, психология не может дать целостного понимания человека как реальной, живой личности. Ее место должна занять понимающая психология.

Основная задача понимающей психологии — раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей. «Нельзя не пожелать появления психологии, — писал В.Дильтей, — способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в нынешних учениях о душе». Предметом такой психологии должно стать развитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самое время должна быть аналитической, и в анализ следует включить живой, художественный процесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течение индивидуальной душевной жизни. Хорошими психологами, по мнению Дильтея, являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы исследования и их обоснование. При исследовании использовались следующие психодиагностические методики.
Используемые методики обладают достаточными психометрическими характеристиками по критериям валидности и надёжности. ...

О биоэнергетических взаимодействиях.
Человек находится в сложном взаимодействии с окружающим миром, то есть с другими людьми и явлениями природы. Люди постоянно воздействуют на, окружающих людей и испытывают их обратное воздействие на себя. Человек должен знать о тех влияниях и связях, которые происходят при этих взаимодействиях. Какова же природа восприятия и осознания п ...

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие у ...