Отрасли психологии и ее значение
Страница 5

Основные принципы детской психологии заложили А.В.Запорожец (многолетний руководитель Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР) и с Д.Б.Эльконин (автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста). В сферу их основных научных интересов входили темы возрастного созревания, и развития детей.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.

Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Важное значения имели труды А.Р. Лурии, посвященные изучению нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Он заложил научно-психологическую основу для сегодняшней медицинской психологии, которая широко применяется в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

В 20 веке психология разбилась на ряд идеалистических и механических течений – бихевиоризм, гештальпсихология, персонализм, фрейдизм и т. п. В современной буржуазной психологии широко распространяются субъективно-идеалистические, фидеистические концепции, воскрешаются под видом последнего слова науки идеи средневекового схоласта Фомы Аквинского, прилагается немало усилия к тому, чтобы «обосновать» спиритизм, оккультизм, телепатию и т. п.

Единственно правильной теоретической основой для развития научной психологии явился диалектический материализм, заложивший прочную методологическую основу научной психологии. Своё естественно-научное обоснование психология получила в исследованиях великого русского учёного И. П. Павлова, который, развивая идеи И. М. Сеченова, экспериментальным путём вскрыл основные закономерности работы головного мозга животных и человека.

Подлинно научное, диалектико-материалистическое понимание психики разрабатывается советской психологией. К нему близко подходят представители передовой психологической мысли в зарубежных странах. Советская психология сформировалась в борьбе с идеалистической. (Г. И. Челпанов, А. И. Введенский и др.) и механистической, взглядами на психику (рефлексология В. М. Бехтерева и пр.). Эта борьба, развернувшаяся уже в начале 20-х гг., нашла своё выражение как в печати, так и на 1-м Всероссийском съезде по психоневрологии в Москве в 1923 и 2-м Психоневрологическом съезде в Ленинграде в 1924. Группа передовых психологов во главе с К. Н. Корниловым выступила против идеалистического понимания психики, отстаивала необходимость построения марксистской психологии, исходящей из понимания психики как свойства особым образом организованной материи и рассматривающей её в развитии и социальной обусловленности у человека. На первых порах разработке вопросов психологии с чётко выраженных марксистских позиций мешало некритическое отношение некоторой части советских психологов к различным течениям буржуазной психологии того времени, ошибочно казавшимся «близкими» к основным положениям материалистического понимания психики (бихевиоризм, гештальтпсихология, социологические теории развития психики человека и пр.). Потребовалась значительная критическая работа (психологические дискуссии 1930—31 и последующих годов) для раскрытия порочности вышеназванных течений и более чёткого определения принципиальных позиций советской психологии. Хотя борьба за построение марксистской психологии вначале велась с недостаточно чётко разработанных методологических позиций, она сыграла свою положительную роль в становлении советской психологии. Важное значение для развития психологии имели труды И. П. Павлова, посвящённые вопросам высшей нервной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов ...

Теоретические аспекты представлений о работе. Формы проявления психики в трудовой деятельности
Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышении в должности целесообразно определить с максимальной достоверностью проявления психических свойств (характер, темперамент) в типичных для дан ...

Опытно – экспериментальная работа. Организация и проведение исследования
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и предположить о наличии связи с неблагополучном типом семейнх отношений. Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” Методика “Измерения уровня ...