Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»
Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. К одарённым относились дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по степени интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, которые делались на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающие творческие достижения. В тоже время дети с более скромными показателями коэффициента интеллектуального развития попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные недоразумения заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одарённый», и частности, к вопросу, какие виды одарённости ещё недостаточно изучены исследователями и практиками.
Уже в 20–е годы психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно - академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и других)» /8, с11/
В 30–годы многие специалисты (Ревеш Г., Штерн В.) стали выступать против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одарённых детей. Например, в случае творческих достижений требуется нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта.
Со временем и накоплением опыта определение одарённости становится более широким. Так, одарённость стали определять как способность к выдающимся достижением в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. /4, с.87/
И, наконец, только в 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
«Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, не, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
-интеллектуальной;
-академических достижений;
-творческого или продуктивного мышления;
-лидерства и общения;
-художественной и двигательной деятельностях»./13,с.153/
Так, известный исследователь и психолог Дж. Рензули в своём подходе к определению одарённости опирался на характеристики одарённости, выявленные у взрослых, где можно говорить продуктивности. Дж. Рензули считает, что в основе должны лежать интеллектуальные способности, творческий подход и настойчивость. Однако следует учитывать, что «вначале» развития всех выше перечисленных параметров лежит познавательная активность личности, собственно мотивационный компонент. Таким образом, Дж. Рензули предлагает рассматривать в качестве критериев общей одарённости личности четыре параметра:
- познавательная мотивация;
- интеллект;
- креативность;
- регулятивный фактор./10, с.105/
Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одарённости стали рассматриваться дифференцированно. Далее в данной курсовой работе, для того чтобы лучше понять каких детей считать одарёнными, а каких нет, рассматривается возможности определения одарённости.
Общие сведения о детях с замедленным психическим развитием (ЗПР).
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается ...
"Дифференцирующие" стереотипы
Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качест ...
Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведен ...