Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»

Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»

Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. К одарённым относились дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по степени интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, которые делались на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающие творческие достижения. В тоже время дети с более скромными показателями коэффициента интеллектуального развития попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные недоразумения заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одарённый», и частности, к вопросу, какие виды одарённости ещё недостаточно изучены исследователями и практиками.

Уже в 20–е годы психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно - академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и других)» /8, с11/

В 30–годы многие специалисты (Ревеш Г., Штерн В.) стали выступать против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одарённых детей. Например, в случае творческих достижений требуется нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта.

Со временем и накоплением опыта определение одарённости становится более широким. Так, одарённость стали определять как способность к выдающимся достижением в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. /4, с.87/

И, наконец, только в 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.

«Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, не, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

-интеллектуальной;

-академических достижений;

-творческого или продуктивного мышления;

-лидерства и общения;

-художественной и двигательной деятельностях»./13,с.153/

Так, известный исследователь и психолог Дж. Рензули в своём подходе к определению одарённости опирался на характеристики одарённости, выявленные у взрослых, где можно говорить продуктивности. Дж. Рензули считает, что в основе должны лежать интеллектуальные способности, творческий подход и настойчивость. Однако следует учитывать, что «вначале» развития всех выше перечисленных параметров лежит познавательная активность личности, собственно мотивационный компонент. Таким образом, Дж. Рензули предлагает рассматривать в качестве критериев общей одарённости личности четыре параметра:

- познавательная мотивация;

- интеллект;

- креативность;

- регулятивный фактор./10, с.105/

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одарённости стали рассматриваться дифференцированно. Далее в данной курсовой работе, для того чтобы лучше понять каких детей считать одарёнными, а каких нет, рассматривается возможности определения одарённости.


Основы энергоинформационной теории.
Дифференцированные органы чувств устроены так, что каждый из них настроен на вибрации среды определенной частоты. Среди вибраций, действующих на сетчатку глаза, известен небольшой ряд частот, на которые реагировать, и эти особые вибрации вызывают в нас ощущения, которое мы называем светом. Иначе говоря, мы способны видеть только те пред ...

Монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастн ...

Психофизика - один из классических разделов общей психологии
В 70-е годы в обращении парапсихологов появился термин "психофизика". Психофизика - один из классических разделов общей психологии основанный Г.Т.Фехнером. Это область естествознания, занимающаяся изучением взаимосвязи психических процессов с физическими прцессами и явлениями [62]. Само слово "психофизика" было заимс ...