Возможности определения одарённостиСтраница 2
Таким образом, важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития. При этом одарённый ребёнок выступает как субъект своего развития, осуществляемого в активном взаимодействии с окружением, а психодиагностика становится звеном, обеспечивающим связь его потребностей и возможностей с процессом обучения./18, с.140/
Основными методологическими принципами такой диагностики является: комплексность и системность обследования; возрастной подход (учёт специфики возраста), выявление как реальных, так и потенциальных возможностей; использование качественных и количественных данных, субъективной и объективной информации; динамической (лонгитюдный) подход - обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей. Но соблюдение этих принципов требует определённого уровня инструментального оснащения, то есть обоснованной и надёжной системы диагностических методик, предназначенных для одарённых детей.
Широкое распространение получил методический подход, ориентированный на изучение общих закономерностей развития одарённых детей и использующий формализованные средства диагностики: школы, тесты, опросники и другое. Научные данные доказывают его полезность, особенно для лонгитюдных исследований динамики одарённости у детей в зависимости от возраста, пола, образования, социокультурных условий. /4,с.105/
Результаты лонгитюдных исследований одарённых учащихся, проведённых Л.Терманом и его последователями, показали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одарённости и тестов диагностики уровня интеллектуального развития (IQ) для её диагностики. Но одновременно выявили недостаточность этого критерия. В частности, тесты интеллекта не отражают творческие возможности (креативность) детей. По мнению А.М.Матюшкина, психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека.
По известной концепции Дж. Рензулли, одарёнными признаются дети, которые наряду с интеллектуальным развитием выше среднего уровня характеризуются сильной увлечённостью задачей и высоким творческим потенциалом. Для выявления творческой одарённости созданы соответствующие тесты, принципиально отличны по своему психологическому содержанию от интеллектуальных тестов. Хотя интеллектуальная и творческая одарённость в психологическом отношении представляют значительную ценность, но вопрос о природе и психологическом содержании этих различий представляет как теоретический, так и практический интерес.
Полученные в лонгитюдном исследовании Е.И.Щеблановой и И.С.Авериной, экспериментальные результаты показали существенные развития между интеллектуальной и творческой одарённостью и возрастным уровнем этих способностей на протяжении трёх лет обучения в младшей школе. В целом полученные результаты свидетельствуют о благополучном влиянии условий традиционного обучения в младшей школе на интеллектуальное развитие учащихся, уровень способностей которых соответствует возрасту. Однако для развития интеллектуально и творчески одарённых детей эти условия не всегда благоприятны и могут приводить к относительному снижению этих показателей. Более дифференцированный подход (сравнение показателей детей с разными видами и уровнями одарённости) позволяет выявить относительное снижение одарённости в 30% случаев. /19, с.50/ Причем оно обнаруживалось по всем показателям интеллектуальных и творческих тестов, а особенно сильно в речевом и абстрактно - логическом мышлении. Также показатели мотивационно - личностных особенностей младших школьников оказались нестабильными, но не были выявлены некоторые отличия одарённых детей от сверстников. Это более низкая выраженность страха, более высокая устойчивость мышления при стрессе и благоприятный стиль атрибуции успеха и неудач. Эти особенности отличают одарённых в более старшем возрасте и оказывают существенное влияние на их учебную деятельность.
Такесика
Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многи ...
Единство общения и деятельности
Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динам ...
Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста
Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал: '' Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет''.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным потому, что детей (особенно дошкольного ...

