Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Возможности определения одарённости

Возможности определения одарённости
Страница 2

Таким образом, важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития. При этом одарённый ребёнок выступает как субъект своего развития, осуществляемого в активном взаимодействии с окружением, а психодиагностика становится звеном, обеспечивающим связь его потребностей и возможностей с процессом обучения./18, с.140/

Основными методологическими принципами такой диагностики является: комплексность и системность обследования; возрастной подход (учёт специфики возраста), выявление как реальных, так и потенциальных возможностей; использование качественных и количественных данных, субъективной и объективной информации; динамической (лонгитюдный) подход - обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей. Но соблюдение этих принципов требует определённого уровня инструментального оснащения, то есть обоснованной и надёжной системы диагностических методик, предназначенных для одарённых детей.

Широкое распространение получил методический подход, ориентированный на изучение общих закономерностей развития одарённых детей и использующий формализованные средства диагностики: школы, тесты, опросники и другое. Научные данные доказывают его полезность, особенно для лонгитюдных исследований динамики одарённости у детей в зависимости от возраста, пола, образования, социокультурных условий. /4,с.105/

Результаты лонгитюдных исследований одарённых учащихся, проведённых Л.Терманом и его последователями, показали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одарённости и тестов диагностики уровня интеллектуального развития (IQ) для её диагностики. Но одновременно выявили недостаточность этого критерия. В частности, тесты интеллекта не отражают творческие возможности (креативность) детей. По мнению А.М.Матюшкина, психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека.

По известной концепции Дж. Рензулли, одарёнными признаются дети, которые наряду с интеллектуальным развитием выше среднего уровня характеризуются сильной увлечённостью задачей и высоким творческим потенциалом. Для выявления творческой одарённости созданы соответствующие тесты, принципиально отличны по своему психологическому содержанию от интеллектуальных тестов. Хотя интеллектуальная и творческая одарённость в психологическом отношении представляют значительную ценность, но вопрос о природе и психологическом содержании этих различий представляет как теоретический, так и практический интерес.

Полученные в лонгитюдном исследовании Е.И.Щеблановой и И.С.Авериной, экспериментальные результаты показали существенные развития между интеллектуальной и творческой одарённостью и возрастным уровнем этих способностей на протяжении трёх лет обучения в младшей школе. В целом полученные результаты свидетельствуют о благополучном влиянии условий традиционного обучения в младшей школе на интеллектуальное развитие учащихся, уровень способностей которых соответствует возрасту. Однако для развития интеллектуально и творчески одарённых детей эти условия не всегда благоприятны и могут приводить к относительному снижению этих показателей. Более дифференцированный подход (сравнение показателей детей с разными видами и уровнями одарённости) позволяет выявить относительное снижение одарённости в 30% случаев. /19, с.50/ Причем оно обнаруживалось по всем показателям интеллектуальных и творческих тестов, а особенно сильно в речевом и абстрактно - логическом мышлении. Также показатели мотивационно - личностных особенностей младших школьников оказались нестабильными, но не были выявлены некоторые отличия одарённых детей от сверстников. Это более низкая выраженность страха, более высокая устойчивость мышления при стрессе и благоприятный стиль атрибуции успеха и неудач. Эти особенности отличают одарённых в более старшем возрасте и оказывают существенное влияние на их учебную деятельность.

Страницы: 1 2 3


Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения. Кинесика
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте. ...

Экспериментальные доказательства биоэнергетического взаимодействия.
Целью настоящей работы была реализация и проверка феномена дистантного биоэнергетического (телепатического) взаимодействия как фактора коммуникации в группе. Эксперименты носили в основном поисковый характер и были нацелены на обнаружение феноменов энергоинформационного обмена. В экспериментах исследовались процессы энергоинформационно ...

Дух противоречия
Дух противоречия — то же самое, что непослушание. Пе­дагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков, разве что первое понятие более объ­ективно. В утверждении, что ребенок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослуша­ния — невыполнения нашего распоряжения. К тому же ребенок может не слушат ...