Взаимосвязь одарённости и адаптации человекаСтраница 2
Частая конфронтация с окружением требует от них научиться либо преодолевать возникающее напряжение и развивать продуктивное поведение, либо подавлять свои творческие потребности, что ведет к личностному разрушению, агрессии, или апатии. /6, с.74/
Практика показала, что те трудности в обучении, с которыми сталкиваются одарённые дети в школе, чаще всего не подаются частной коррекции, а требуют пересмотра всей системы учебно-воспитательного процесса. Если дети с опережающим развитием остаются среди своих одноклассников, им нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки, необходимой для развития, учение дается им слишком легко. Поэтому часто встает вопрос о переводе ребёнка досрочно в старшие классы. Па этот счёт нет единой точки зрения. Если переводить ребёнка в старшие классы, не соответствующие его возрасту, но адекватные его умственному развитию, его развитие не будет задержано, стимулируемые новой информацией, не будут угасать его познавательные потребности.
Еще одним отрицательным фактором станет нарушение общения со сверстниками, трудности при вхождении в новый коллектив, состоящий из старших детей. Всё это может привести к изменениям и даже деформации личности. Поэтому важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит во мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия, но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность - это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Нервная система ребёнка неустойчива, возможности детского мозга ограничены.
Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребёнка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Желание взрослого заставить выучить его как можно больше, может свести на нет у ребенка охоту к учению, деформировать его познавательные потребности.
Таким образом, следует придерживаться принципа, который состоит в том, чтобы найти правильный индивидуальный подход к одарённому ребёнку, основанный на его особенностях. В этой связи представляет интерес, проведённый Н.С Лейтесом, анализ спада проявлений детской общей одаренности к концу школьного возраста. Он выявил типичные причины этого спада. Во–первых у некоторых детей опережение в начальном обучении связано с развитием таких особенностей, которые в дальнейшем утратили своё значение, например, раннее вербальное развитие или раннее умение вычислять позволяет ребенку быть первым в младших классах, но по мере того, как все остальные учащиеся догоняют его, он перестает выделяться своими успехами в классе. Во-вторых, встречаются дети, у которых активность мысли, ее своеобразие, изобретательность проявляются в оперировании абстрактными понятиями, схемами и возрастающие требования к анализу конкретного содержательного материала затрудняют, тормозят активность. В-третьих, нередки случаи, когда недостаток работоспособности, трудолюбия, упрямства, неумение преодолевать трудности могут стать преградой в развитии способностей. В-четвёртых, возможные с возрастом изменения направленности личности, связанные с потерей интереса к умственным занятиям, с безразличием к учению, могут приостановить развитие способностей.
Введение.
Коммуникация
, общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются ...
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей Противоречия
«множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей
Итак, какова природа когнитивных стилей или (в иной формулировке) действительно ли стилевые свойства принципиально отличны от любых других индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, в том числе различий в успешности интеллектуального исполнения, стратегиях поиска решения, содержании процесса концептуализации происходящег ...
Лидерство и руководство в малой группе
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологичес ...