Материалы по психологии » Профессионализация и ее психофизиологические основы » Развитие методов профессионального образования

Развитие методов профессионального образования
Страница 2

· содержание ведущей деятельности, либо взаимодействие многоплановых видов деятельности, определяющих (детерминирующих) развитие соответствующих новообразований;

· главные психологические новообразования возраста обучающихся;

· содержание и технологии осуществления ведущей деятельности и ее взаимосвязи с другими видами деятельности;

· способы оценки уровня развития главных новообразований.

Рассмотрим эти (основные) смыслопорождающие факторы развивающего профессионального образования.

В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин решающее значение в психическом развитии придавали ведущей деятельности, которая обладает следующими признаками:

· от нее зависят основные психологические изменения в данный возрастной период;

· внутри нее возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы.

То есть, решающую роль в развитии личности они отводили ведущей деятельности. Однако С.Л. Рубинштейн и А.В. Петровский подвергли критике идею ее личностнообразующей функции. Анализируя психологические основания периодизации развития личности, А.В. Петровский обосновывает положение о комплексе взаимозависимых деятельностей, определяющих развитие личности.

Превращение этих деятельностей в личностнообразующую – определяется ее смыслом – субъектно-оценочным, сознательно-избирательным отношением к деятельности.

Личностный смысл деятельности обусловливает ее активность – наиболее крупной единицы психологического анализа жизнедеятельности человека. Уровень активности субъекта деятельности определяет личностно-развивающий характер. Назовем этот вид деятельности доминантным, в отличие от ведущей, которая задается личности системой воспитания и обучения. Становление доминантной деятельности во многом определяется отношением личности к ней, зависит от смысла деятельности. Поэтому одна и та же учебно-профессиональная, социально-профессиональная деятельность в одном случае будет выступать как личностноразвивающая, в другом – как стабилизирующая, а в отдельных случаях и стагнирующая.

Введение понятия доминантная деятельность позволяет объяснить, почему в одних случаях учебно-познавательная деятельность обучаемых становится личностнообразующей, в других – нет. Очевидно, что содержание и технологии обучения, учебная мотивация, личностный смысл определяют развивающий потенциал деятельности. Следует иметь ввиду также, что в профессиональном образовании представлены различные и «многоплановые» (А.В. Петровский) виды деятельности. Это учебно-познавательная, научно ориентированная, учебно-профессиональная, профессиональная (производственная), общественно-организационная и др. Конечно, каждая из них при определенных объективных и субъективных условиях становится доминантной, определяющей развитие личности. Комплекс же всех этих конкретных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга оправдано объединить в одну интегративную метадеятельность – профессионально-образовательную.

Развивающие профессионально-образовательные технологии. Логико-смысловая модель личности стала психологической основой определения развивающих образовательных технологий. В зависимости от ориентации на ведущие компоненты модели выделены следующие:

· социально-профессиональное воспитание – компонента направленности;

· контекстное обучение – профессионально-образовательная компонента;

· когнитивное научение – когнитивная (познавательная) компонента;

· корпоративное соучение – коммуникативная компонента;

· саморегулируемое учение и самуправляемое воспитание – регулятивная компонента.

Смыслообразующим фактором личностно ориентированного образования является развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде. Его центральным звеном становится профессиональное развитие – развитие личности в процессе выполнения профессионально-образовательной деятельности, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

Страницы: 1 2 


Анализ результатов эмпирического исследования
По результатам диагностики общей коммуникативной толерантности был произведен расчет стандартных отклонений на основе выборки учащихся. Была составлена шкала стенов. Количество баллов 23 и меньше 24-28 29-34 35-41 42-48 49-53 54-62 63-74 75 и больше Стен 9 8 7 6 5 4 3 2 1 ...

Роль понятий в развитии личности ребенка дошкольного возраста
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве з ...

И.С. Кон Проблема «Я» в психологии[36]
Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушите: Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать. Гете В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие «истинной природы» и «сущности» «Я» в целом, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы ...