Введение
Страница 1

Каждый человек на протяжении всей своей жизни хоть однажды, но все-таки испытывал состояние душевного одиночества, которое, в отличие от изолированности человека, отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я». Весь мир окрашивается в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей.

Возможно, в результате того, что такое состояние человек испытывает наедине с самим с собой, и оно мало открыто для посторонних глаз, этой проблеме уделялось не так много внимания, как она заслуживает.

Лишь в последние десятилетия прошлого века стали появляться социологические, психологические исследования, посвященные этому вопросу. Это вызвано, с одной стороны, гуманизацией общества, ориентацией на личность, с другой стороны, современное общество требует для своего нормального развития стандартного, типичного человека.

Одиночество является нашему сознанию из досужих домыслов, страхов, предрассудков и суеверий, до того плотном, что подлинная суть явления остается скрытой от нас даже тогда, когда она становится зримой реальностью. Подобно страху смерти, страх одиночества выступает одним из ведущих стимулов и регуляторов наших поступков, действий и бездействий. Подобно угрозе смерти, угроза одиночества, еще даже только предвидимая, в огромных количествах отнимает у нас энергию и жизненную силу. И тут, как и там, дело не в самом одиночестве, а в тех чувствах, которые оно вызывает.

Проблемы пожилых людей, так же как и проблема одиночества до последнего времени являлись малоизученными в нашей стране. Исследования советских психологов ограничивались, как правило, юношеским возрастом, и не касались изучения проблем людей старшего возраста.

По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60 лет: по прогнозам в 2005году их будет 1100 миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. В связи с этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2005г. 25% населения будет старше 50 лет.

Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерации резким падением средней продолжительности жизни населения.

В 1992-93гг. средняя продолжительность жизни у мужчин была 59 лет и у женщин 78,7 года. По этому основному показателю состояния качества жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из последних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительности жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин.

При этом старение населения в мире отражает не только увеличение удельного веса пожилых лиц на земле, но и рост их социальной значимости в обществе, возможности влиять на общественные процессы.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро- и микроуровне.

Данным проблемам посвящены работы таких авторов, как Б. Ливехуда, А.В.Толстых, Г.С. Абрамовой, Л.И. Анцыферовой, Э. Эриксона и других.

Исходя из актуальности проблемы нами выбрана тема курсового исследования: «Проблемы пожилых людей в социальной среде и методы их выявления».

Цель работы: исследовать основные социально-психологические проблемы пожилых людей на основе анализа статистической обработки звонков на Телефон Доверия.

Объект исследования: социально-психологические проблемы пожилых людей.

Предмет исследования: проблема одиночества в пожилом возрасте.

Гипотеза: проблема одиночества является одной из основных проблем в пожилом возрасте.

Задачи исследования:

­ изучить теоретические источники по проблеме одиночества и особенностям пожилого возраста;

­ выявить наиболее актуальные проблемы пожилого возраста (по материалам статистической обработки звонков на Телефон Доверия);

Страницы: 1 2


Когда ребенок говорит неправду
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказы­ваемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправ­дываем тем, что ложь — поступок непростительный и, если не обращать на него вни ...

Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психичес ...

Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. ...