Краткое описание второго блока
После установления контакта в беседе пожилым людям было предложено принять участие в небольшом социологическом исследовании, с целью определения их отношения к социальным стереотипам старости.
Опрос проводился по телефону, с индивидуального согласия каждого абонента. Всего в опросе приняло участие 80 человек.
Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста и, соответственно, очерчен круг прав и обязанностей, заданы определенные поведенческие правила, которые с точки зрения общественного мнения должны усвоить пожилые люди.
Для изучения отношения к сложившимся стереотипам старости респондентам предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
|
№ |
Предложенные стереотипы |
Согласие, в% |
Несогласие, в% |
|
1 |
Старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование |
81 |
19 |
|
2 |
Старики обязаны заниматься внуками |
78,8 |
21,2 |
|
3 |
У пожилого человека страдает память, внимание |
75 |
25 |
|
4 |
Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность |
70 |
30 |
|
5 |
Старый человек – больной человек |
62,5 |
37,5 |
|
6 |
Старый человек, живущий с родственниками, должен взять на себя обязанности по дому |
58,8 |
41,2 |
|
7 |
Старику много не нужно, у него понижены запросы и потребности, в т.ч. в материальном достатке |
53,7 |
46,3 |
|
8 |
Общественная работа для пожилого человека тяжела |
50 |
50 |
|
9 |
У пожилого человека снижается требовательность к питанию |
43,8 |
56,2 |
|
10 |
Старики не могут понять молодежь |
41,2 |
58,8 |
|
11 |
Пенсионер уже не авторитет в семье, должен переходить на вторые роли, во всем слушаться своих родных |
36,3 |
63.7 |
|
12 |
Все старики – консерваторы, не воспринимают ничего нового, никаких изменений в жизни |
33,8 |
66,2 |
|
13 |
Старый человек должен обязательно уйти на пенсию |
31,3 |
68,7 |
|
14 |
Старик не аккуратен, неопрятен, не заботится о своем внешнем виде |
8,8 |
91,2 |
Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида ("Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха").
Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу, негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие как консерватизм ("не воспринимают ничего нового в жизни"), утрата главенствующего положения в семье ("пенсионеры – не авторитет для семьи"), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешимость конфликта "отцов и детей" ("старики не могут понять молодых"). Словом, те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.
Предисловие
Эта небольшая книга о загадке страха написана не затем, чтобы извлечь выгоду из беды страдающих людей, число которых явно и неуклонно растет. Иначе получилось бы этакое легкое чтиво с простыми рецептами разрешения всех проблем, ведь на щедрые посулы ловят отчаявшихся, а их сейчас немало.
Я говорю об этом, чтобы сразу же четко отделить ...
Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического
здоровья
Задачу исследования по определению личностных особенностей учащихся с первой группой психосоматического здоровья мы решили с помощью корреляционного анализа Пирсона, при котором выявили взаимосвязи между показателями исследования при критическом значении р=0,05. Обратимся к таблице 3.6., которая отражает корреляционные взаимосвязи между ...
Результаты исследования
В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк №
Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю – 15 лет.
Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожно ...

