Краткое описание второго блока

После установления контакта в беседе пожилым людям было предложено принять участие в небольшом социологическом исследовании, с целью определения их отношения к социальным стереотипам старости.

Опрос проводился по телефону, с индивидуального согласия каждого абонента. Всего в опросе приняло участие 80 человек. дома из пестова под ключ цены

Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста и, соответственно, очерчен круг прав и обязанностей, заданы определенные поведенческие правила, которые с точки зрения общественного мнения должны усвоить пожилые люди.

Для изучения отношения к сложившимся стереотипам старости респондентам предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Предложенные стереотипы

Согласие, в%

Несогласие, в%

1

Старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование

81

19

2

Старики обязаны заниматься внуками

78,8

21,2

3

У пожилого человека страдает память, внимание

75

25

4

Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность

70

30

5

Старый человек – больной человек

62,5

37,5

6

Старый человек, живущий с родственниками, должен взять на себя обязанности по дому

58,8

41,2

7

Старику много не нужно, у него понижены запросы и потребности, в т.ч. в материальном достатке

53,7

46,3

8

Общественная работа для пожилого человека тяжела

50

50

9

У пожилого человека снижается требовательность к питанию

43,8

56,2

10

Старики не могут понять молодежь

41,2

58,8

11

Пенсионер уже не авторитет в семье, должен переходить на вторые роли, во всем слушаться своих родных

36,3

63.7

12

Все старики – консерваторы, не воспринимают ничего нового, никаких изменений в жизни

33,8

66,2

13

Старый человек должен обязательно уйти на пенсию

31,3

68,7

14

Старик не аккуратен, неопрятен, не заботится о своем внешнем виде

8,8

91,2

Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида ("Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха").

Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу, негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие как консерватизм ("не воспринимают ничего нового в жизни"), утрата главенствующего положения в семье ("пенсионеры – не авторитет для семьи"), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешимость конфликта "отцов и детей" ("старики не могут понять молодых"). Словом, те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.


Подходы к изучению экономического поведения человека
Предметом изучения дисциплин, относящихся к общественным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение. В широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требу ...

Анализ взаимосвязи и влияние профильного класса на индивидуально-психологические особенности учащихся.
Сравнительный анализ выраженности результатов. (показатели по методике Г. Шмишека) Анализируя результаты по каждой шкале, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что считается, что показатели, имевшие параметры 12 баллов входят в норму, а показатели, превышающие 18 баллов рассматриваются нами как акцентуированные черты характера. ...

Стадии стресса
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник зап ...