Заключение

Орган зрения – один из главных анализаторов организма, обеспечивающих получение наиболее полной динамической информации (цвет, форма, удаленность и пр.) об окружающем мире. В процессе эволюции зрение отдифференцировалось как многоступенчатый процесс, включающий: получение изображения в глазу, выделение наиболее важной информации из него, передачу этой информации в мозг, интерпретацию изображения, выделения важных участков объекта, наведение глаз с помощью моторных систем на эти участки и получение резкого изображения, соединение изображений двух глаз в единый образ, опознание образа путем сопоставления с запасом информации, имеющейся в памяти, локализация объектов и его деталей в пространстве.

Таким образом, главная функция зрения - познавательная: 90% информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор, что в 30 раз больше, чем через слуховой анализатор. Из многообразных признаков предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения отражаются такие качества и параметры как: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение.

Большую роль играет зрение и в эмоциональном и эстетическом развитии человека. При возникновении ощущений любого вида у человека возникают эмоции, являющиеся основной дальнейшего развития чувств – переживаний отношения к окружающей действительности. Именно зрительные ощущения, связанные с цветным зрением, вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания при восприятии красоты природы, произведений искусства и пр. Гете отмечал: "Люди очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми".

Участие зрения необходимо практически во всех видах человеческой деятельности. Усвоение навыков предметно-практической, учебной, трудовой, бытовой деятельности, пространственной ориентировки осуществляется под зрительным контролем. Велика роль зрения и в общении как особом виде человеческой деятельности, в том числе и в речевом общении. На основе зрения возникает понимание первых слов, усвоение артикуляции, формируется образ партнера по общению. На основе визуального восприятия мимики, пантомимики возникает обратная связь, необходимая для дальнейшего взаимопонимания человека человеком, оформляются эмоциональные переживания в виде адекватных эмоциональных реакций. [2]

Существуют различные подходы к пониманию зрительных ощущений. Их рассматривают с анатомической точки зрения, познавательной, развивающей, эмоциональной, творческой, и все мнения разнятся между собой. А общим во взглядах отечественных и зарубежных психологов является значение зрительных ощущений для познания мира. Но одни психологи считают зрительные ощущения мостом между миром и человеком, другие – неприодалимой стеной, из-за высокой субъективности и неоднозначности ощущений. Все разнообразие перечислить не легко, так как оно безгранично, как и сам процесс познания мира.


Факторы влияющие на одарённость. Становление личности одарённого ребёнка
Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется ...

Основные компоненты содержания образования
Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах дея ...

А.В. Петровский Теория личности с позиций категориального анализа психологии[69]
При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета психологии: индивид, образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, переживание. Категориальный анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими пос ...