Материалы по психологии » Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности » Проблемы и механизмы профессиональной адаптации в новых условиях

Проблемы и механизмы профессиональной адаптации в новых условиях
Страница 1

Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низки, а "цена" деятельности - велика. Особенно это характерно для сложных видов деятельности, требующих как теоретических знаний, так и развитых умений и навыков.

Но и для относительно простых видов деятельности, не требующих теоретической подготовки, отсутствие у субъекта достаточного опыта и навыков выполнения операций делает его работу малоэффективной. Тем не менее, работа выполняется. Человек определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств (внешних, орудийных, и внутренних, психологических) и получает определенные результаты.

В этом случае можно говорить пока еще не о профессиональной деятельности (поскольку уровень ее выполнения еще далеко не профессиональный), а о трудовой деятельности человека в рамках данной профессии. И лишь постепенно, шаг за шагом, в процессе профессионализации, трудовая деятельность человека перерастает в профессиональную (по уровню ее исполнения). И тогда человек становится профессионалом.

С другой стороны, существует много видов труда, "заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, то есть трудоспособный человек". Такой труд, строго говоря, "должен быть отнесен к непрофессиональному труду", а занятия им - не является профессией. Но даже в таких видах деятельности человек может достичь высоких результатов, стать мастером своего дела.

И в том, и в другом случае человеку приходится проходить процесс адаптации (к средствам деятельности, к условиям социально-трудовой среды и т.д.). Но если в одном случае речь идет о трудовой адаптации, и результатом ее является освоение и успешное выполнение человеком той или иной трудовой деятельности (индивидуальной, или коллективной), то в другом мы говорим о профессиональной адаптации, результат которой выражается во "встраивании" человека в профессию.

Успешность профессиональной адаптации человека связана с особенностями формирования у него психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая модель профессии включает в себя следующие составляющие (или субмодели):

модель профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т.д.);

модель профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.);

модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

Приведенная декомпозиция модели профессии на отдельные составляющие дает возможность дифференцировать подлинного профессионала, адекватно включенного в каждую из указанных субмоделей, от дилетанта (или от пассивного исполнителя), "механически" выполняющего ту же профессиональную деятельность, но в отрыве от профессиональной среды и свойственной ей профессиональной культуры.

Вхождение в профессию сопровождается интериоризацией включающей в себя следующие этапы:

1) ознакомление с моделью через обучение;

2) освоение модели через практическую деятельность;

3) идентификацию себя с моделью (включая осознание выполняемой профессиональной деятельности как ценности в иерархии мотивов личности; соответствие личных мотивов - профессионально значимым, а также соответствие личной и профессиональной картины мира).

В силу активности психики человека адаптация не может рассматриваться как пассивное приспособление к среде. Различают две стратегии адаптации. В основе первой стратегии лежит тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

Страницы: 1 2


Организация специального охранительного режима для заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, во ...

Условия образования условных рефлексов
В процессе работы И.П. Павлов открыл и сформулировал ряд условий, необходимых для образования условных рефлексов: 1. Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени. Например, если звук звонка или загорание лампочки соединить с кормлением, то эти, ранее безразличные раздражители через несколько сочетаний начинают вызыва ...

Характеристика основных психологических проблем повышения эффективности профессионализма
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности актуальны для любого времени и любой социально-экономической формации, в кризисный период значимость их ...