Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоцийСтраница 2
Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5, с.173]. Не менее важно и то, что эмоции не просто осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Человек занимает к событию определенную позицию. И эта позиция всегда пристрастна, так как она не производит чисто рациональную оценку, а включает эмоциональное переживание.
Немаловажными чертами эмоций являются их интенсивность и глубина. Под интенсивностью эмоции понимают степень активации центральной нервной системы [2, с.95]. По данным Д.Б. Линсли, проводившего электрофизиологические исследования, существуют два полярных значения активации эмоционального состояния человека: состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы, и которое не могут нарушить даже сильные раздражители, и состояние крайнего возбуждения (экстаз, приступы бешенства, паники, ярости). Между этими полюсами находится ряд промежуточных состояний: апатия, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение. Эти состояния, как правило, обратимы и способны переходить, в зависимости от внешнего или внутреннего раздражителя, друг в друга [2, с.137].
Однако интенсивность эмоции не всегда является показателем ее личной важности для человека. Поэтому используется показатель «глубина эмоций», отражающий личностную значимость возникающих переживаний. Ведь не секрет, что одно и тоже событие может по-разному восприниматься различными людьми, что свидетельствует о личной значимости данного события. Мы можем предположить, что запоминание какого-либо события зависит от глубины эмоции, то есть от личной значимости. И дольше и прочнее сохраняются те события, которые имеют яркую эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. Однако, некоторые ученые считают, что лучше мы запоминаем события с отрицательной окраской, так как отрицательные эмоции важнее для выживания организма, они сигнализируют человеку об опасности и помогают ему избегать таких ситуаций.
Как видим, роль эмоций велика. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Без эмоций жизнь была бы скучной и однообразной.
Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни человека:
1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии [12, с.64].
Американский психолог У. Джеймс – создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – всё это чистый продукт созерцающей личности» [2, с.83].
Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Факторы и мотивы употребления алкоголя в
подростковом возрасте
Отметим, что подростковый возраст в большинстве случаях психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, ...
Личность в экономике
Анализ экономики - одного из сложнейших явлений в жизнедеятельности человека, может осуществляться различными путями, на основе дифференцированных позиций. В работах А.Смита, к примеру, значительную роль играл подход, показывающий роль человеческой личности, ее психологической ориентации. По словам данного экономиста, эгоизм каждого, бл ...
Беседа
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и ...