Материалы по психологии » Роль эмоций в жизни человека » Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций

Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций
Страница 2

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5, с.173]. Не менее важно и то, что эмоции не просто осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Человек занимает к событию определенную позицию. И эта позиция всегда пристрастна, так как она не производит чисто рациональную оценку, а включает эмоциональное переживание.

Немаловажными чертами эмоций являются их интенсивность и глубина. Под интенсивностью эмоции понимают степень активации центральной нервной системы [2, с.95]. По данным Д.Б. Линсли, проводившего электрофизиологические исследования, существуют два полярных значения активации эмоционального состояния человека: состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы, и которое не могут нарушить даже сильные раздражители, и состояние крайнего возбуждения (экстаз, приступы бешенства, паники, ярости). Между этими полюсами находится ряд промежуточных состояний: апатия, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение. Эти состояния, как правило, обратимы и способны переходить, в зависимости от внешнего или внутреннего раздражителя, друг в друга [2, с.137].

Однако интенсивность эмоции не всегда является показателем ее личной важности для человека. Поэтому используется показатель «глубина эмоций», отражающий личностную значимость возникающих переживаний. Ведь не секрет, что одно и тоже событие может по-разному восприниматься различными людьми, что свидетельствует о личной значимости данного события. Мы можем предположить, что запоминание какого-либо события зависит от глубины эмоции, то есть от личной значимости. И дольше и прочнее сохраняются те события, которые имеют яркую эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. Однако, некоторые ученые считают, что лучше мы запоминаем события с отрицательной окраской, так как отрицательные эмоции важнее для выживания организма, они сигнализируют человеку об опасности и помогают ему избегать таких ситуаций.

Как видим, роль эмоций велика. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Без эмоций жизнь была бы скучной и однообразной.

Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни человека:

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии [12, с.64].

Американский психолог У. Джеймс – создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – всё это чистый продукт созерцающей личности» [2, с.83].

Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Страницы: 1 2 


Дошкольное детство (3 – 7 лет). Общая характеристика
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные ...

Предмет теории межличностного общения. Определение межличностного общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: в нём у ...

Лицо младенца
В строении лица новорожденного помимо общечеловеческих признаков выражены родовые (прежде всего родительские) и индивидуальные отличия. Строение лица имеет свою возрастную специфику: мозговая часть черепа доминирует над лицевой. Высота лицевой части увеличивается с каждым месяцем, хотя до конца младенчества подбородок еще не определяетс ...