Дух противоречия

Дух противоречия — то же самое, что непослушание. Пе­дагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков, разве что первое понятие более объ­ективно. В утверждении, что ребенок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослуша­ния — невыполнения нашего распоряжения. К тому же ребенок может не слушаться именно нас, но быть по­слушным с другими людьми. Кроме того, мы можем и оши­баться, делая столь широкий вывод, тогда как на самом деле в нем отражается лишь наше личное недовольство. Дух противоречия, напротив, понятие более общее. Оно означает, что враждебность ребенка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот. Мы говорим — белое, он — черное, мы заявляем, что уже поздно, а он — рано, мы отмечаем: се­годня хорошая погода, он возражает — нет, отвратитель­ная. Но самое огорчительное, он не только убежден в том, что говорит, но и поступает согласно своему убеждению. Иметь дело с таким ребенком — все равно что беспрестанно воевать с ним, потому что он все время находит, против чего возразить или восстать.

Хотя многие связывают дух противоречия с опреде­ленными периодами в развитии ребенка, не все так просто. Здесь нередко таится причина, которую пред­стоит обнаружить, потому что дух противоречия воз­никает на основе чувства враждебности, ро­дившегося у ребенка. Вот почему все наши усилия снять лишь внешние проявления непослушания не принесут никакого результата. Ведь они не ликвидируют истинные причины враждебности ребенка. И пока мы не дадим ему убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание — все равно что конопатить одну пробоину, чтобы тут же обнаружить несколько других [7].

Рискуя показаться назойливыми, мы все же еще раз повторим, что самое полезное в данном случае — просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком. Дети го­раздо охотнее принимают наши указания, советы, под­сказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсут­ствие нашей любви. Единственный способ преодолеть по­добную трудность — постараться поменьше читать им мораль и почаще развлекаться с ними. Пройдет, возмож­но, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменит­ся, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты: малыш перестанет про­тиворечить нам, ибо он делал это лишь для того, чтобы привлечь к себе наше внимание, которого ему не­доставало. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему, сам собой исчезнет и дух противоречия.


Запоминание необходимых дел
Данный способ заключается в создании яркого, преувеличенно-смешного образа. Например , человеку необходимо: 1. Позвонить своему партнеру насчет контракта, как только он войдет в офис; 2. Позвонить жене; 3. Написать письма, подтверждающие встречу во время обеда; 4. Забронировать билет на самолет; 5. Купить коробку сока, зеленый гор ...

Основные теории изучение восприятия
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действ ...

Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов. Полученные результаты представлены ниже: 1. Анна Никитична, 63 года. Количество баллов по шкалам: "Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов. "Страх неопреде ...