Эгоизм, эгоцентризм дошкольника
Страница 1

Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает при­ятно. Родители же обычно замечают это последними. Эго­изм не самое прекрасное качество, и, когда речь идет о нас самих, нам еще труднее согласиться или допустить, что наши дети себялюбцы. Иной раз мы даже пытаемся не замечать, что увлечения нашего ребенка какой-нибудь глупостью становятся чрезмерными.

Почему дети ведут себя так?

С той минуты, как только они начинают ходить, мы постоянно внушаем им понятие о собственности. Мы без конца напоминаем, что эта вещь может сломаться, а ту трогать нельзя, что эта — чужая и так далее. Позднее, когда дети начнут просить у нас что-нибудь, мы сочи­няем целые истории, прежде чем удовлетворяем их же­лание. Или отказываем, потому что вещь дорого стоит, или же милостиво снисходим к их просьбе и разрешаем. В 4—5 лет дети уже сравнивают свои игрушки, свою “собственность” с игрушками сверстников и часто стра­дают, обнаруживая, что у них есть не все, что имеется у других. И конечно, невольно задумываются, не оз­начает ли это, что родители недостаточно любят их . Кроме того, они становятся ревнивыми не только к иг­рушкам братьев и сестер, но также к любви, кото­рую родители распределяют между ними порой не слишком справедливо. Короче, дети начинают пони­мать, как важно обладать чем-то. Почему они так ду­мают?

1. Мы учим их, что они не могут иметь того, что им не принадлежит.

2. Не всегда удовлетворяем их желание получить что-то.

3. Рано или поздно наши дети оказываются в кон­такте с другими ребятами, у которых есть то, что им хо­чется.

4. Соперничество с братьями и сестрами из-за роди­тельской любви заставляет их думать, будто обладание игрушками — доказательство доброго отношения взрос­лых.

5. Многие вещи неизбежно привлекают детей только тем, что могут доставить удовольствие.

Однако чувство собственности, которое из-за всего этого подобным образом развивается у ребенка, не един­ственная причина эгоизма. Оно лишь подготавливает психологическую почву, на которой формируется харак­тер. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом лишь в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множе­ство игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться игрушками с другими почти всегда может быть истолковано как знак недоверия. Он думает, что другие не ответят ему тем же чувством, ко­торое ему самому так трудно проявить. Он вырос только внешне, окружая себя игрушками — не чем иным, как заменой, суррогатом богатства и теплоты чувств, которых у него не было или было мало.

Самый лучший способ предупредить развитие эгоизма или вылечить от него ребенка состоит в том, что роди­тели должны целиком, без остатка посвятить себя детям. Это означает, что ребятам прежде всего и главным об­разом нужно ваше время, а не какие-либо вещи, ко­торые можно купить за деньги. Нет ничего, что могло бы заменить это время [10].

Однако обратите внимание еще на одно обстоятель­ство. Все дети, так или иначе, что-нибудь собирают, и поэтому не надо думать, будто мы мало уделяем вре­мени ребенку, если он начинает составлять какую-нибудь коллекцию. В то же время, если малыш, потеряв какую-нибудь игрушку, ведет себя так, словно остался без ноги, или же почти весь досуг тратит на собирание игрушек, а не на игру с ними, родителям стоит вмешаться и уде­лить ему больше внимания. Когда же мы добавим в эту коллекцию самих себя, то окажемся в ней самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ре­бенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Страницы: 1 2


Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него.)
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функ ...

Влияние распределения ролей в семье на поведение супругов
В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примерять на себя роли мужа - жены, вступать вольно-невольно в ролевое общение. По данным психологических исследований именно не соответствие ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха с ...

Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по английскому языку
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он ов ...