Эгоизм, эгоцентризм дошкольникаСтраница 2
Все дети эгоцентристы, это неизбежно — их делает такими незнание жизни, неопытность. Но это еще не означает, что они эгоисты. Им не дано иметь о себе какого-то необыкновенного мнения, у них вообще еще нет никакого представления о себе. И судят они о вещах ограниченно и субъективно не потому, что считают свое мнение единственно правильным, а просто не знают других толкований, а узнавая их, поначалу считают нелепыми. Другими словами, эгоцентризм ребенка — по существу результат интеллектуальной незрелости и отсутствия объективности.
Одна мама рассказала мне, что ее девочка была очень удивлена, обнаружив, что другие дети испытывают то же, что и она, когда делают себе больно. Чтобы пояснить ей это на примере, мать попросила дочь ущипнуть ее за руку и, вскрикнув, тут же сама ущипнула дочь. Та тоже вскрикнула, и мать сразу же обратила ее внимание на сходство реакций. Девочка удивилась: “Я тебе сделала так же больно, как ты мне? Вот никогда не думала!”
Это, однако, не значит, что дети должны познать все явления, объективно сопоставляя их,— об этом позаботится сама жизнь. Она преподаст им бесчисленные уроки в этом отношении. Но дети должны приобрести некоторый опыт, чтобы подобные уроки имели положительный результат. Одна из причин, почему ребята отвечают на некоторые ваши вопросы сердитым “а почему бы и нет?”, заключается в том, что они просто не могут понять необходимость какого-либо объяснения. И не потому, что они плохие,— они лишь интеллектуально деспотичны. Ведь, с их субъективной точки зрения, вещи таковы, каковы они есть, и у них не может быть другой формы существования.
Из сказанного следует, что, с точки зрения взрослого человека, ребенок не очень гибок, то есть все разъяснения доходят до него с трудом. Он не может ни самостоятельно объяснить что-то, ни сразу понять, и ему приходится все время повторять один и тот же урок. Если ребенок не усваивает его, не надо думать, будто он не хочет сделать это, просто ему пока еще трудно понять нас. Очевидно, ему нужно еще немного опыта, чтобы он научился воспринимать взрослых.
Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры [2, с.64].
На ее вершин ...
Результаты исследования и их анализ
Одним из наиболее популярных методов исследования развития речи у детей раннего возраста является тест для внимательных родителей. К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простота использования, проверка соответствия развития речи и слуха ребёнка возрастным нормам.
Анализ теста для внимательных родителей показал, что пер ...
Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее разработке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения различаются между собой весьма существенно, а нередко связь таких общепсихологических, предельно шир ...

