Эгоизм, эгоцентризм дошкольника
Страница 2

Все дети эгоцентристы, это неизбежно — их делает та­кими незнание жизни, неопытность. Но это еще не озна­чает, что они эгоисты. Им не дано иметь о себе какого-то необыкновенного мнения, у них вообще еще нет ника­кого представления о себе. И судят они о вещах огра­ниченно и субъективно не потому, что считают свое мне­ние единственно правильным, а просто не знают других толкований, а узнавая их, поначалу считают нелепыми. Другими словами, эгоцентризм ребенка — по существу результат интеллектуальной незрелости и отсутствия объективности.

Одна мама рассказала мне, что ее девочка была очень удивлена, обнаружив, что другие дети испытывают то же, что и она, когда делают себе больно. Чтобы пояснить ей это на примере, мать попросила дочь ущип­нуть ее за руку и, вскрикнув, тут же сама ущипнула дочь. Та тоже вскрикнула, и мать сразу же обратила ее внимание на сходство реакций. Девочка удивилась: “Я тебе сделала так же больно, как ты мне? Вот никогда не думала!”

Это, однако, не значит, что дети должны познать все явления, объективно сопоставляя их,— об этом по­заботится сама жизнь. Она преподаст им бесчисленные уроки в этом отношении. Но дети должны приобрести некоторый опыт, чтобы подобные уроки имели положи­тельный результат. Одна из причин, почему ребята от­вечают на некоторые ваши вопросы сердитым “а почему бы и нет?”, заключается в том, что они просто не мо­гут понять необходимость какого-либо объяснения. И не потому, что они плохие,— они лишь интеллекту­ально деспотичны. Ведь, с их субъективной точки зрения, вещи таковы, каковы они есть, и у них не может быть другой формы существования.

Из сказанного следует, что, с точки зрения взрослого человека, ребенок не очень гибок, то есть все разъяснения доходят до него с трудом. Он не может ни самостоя­тельно объяснить что-то, ни сразу понять, и ему прихо­дится все время повторять один и тот же урок. Если ре­бенок не усваивает его, не надо думать, будто он не хо­чет сделать это, просто ему пока еще трудно понять нас. Очевидно, ему нужно еще немного опыта, чтобы он на­учился воспринимать взрослых.

Страницы: 1 2 


Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует рассмотреть их подробнее. Психолог И. Б. Гриншпун п ...

Поза
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации ...

Сущность содержания образования и его компоненты. Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется ...