Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 4

Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Но для миллионов неблагополучных семей все это больше похоже на сказку» [46,c. 201].

Вряд ли представляется возможным отождествлять стабильность брака с благополучием. Вполне стабильный (устойчивый) брак может быть неблагополучным, конфликтным, но по тем или иным причинам может продолжать функционировать вплоть до своего естественного конца. Люди могут сохранять свой брак из-за трудностей психологического разрыва, по невротическим причинам (осознание вины, боязнь перемен, эмоциональной нестабильности, необоснованных надежд) и по другим факторам, вынуждающим терпеть дискомфортные отношения. Все это может быть справедливо для стабильных браков, не дающим эмоционального удовлетворения партнерам.

Таким образом, нездоровая – это семья, не дающая эмоциональное удовлетворение партнерам, неспособная удовлетворять потребности своих членов в личностном и духовном росте.

Отличительные черты нездоровой семьи: отсутствие взаимопонимания в семье: ссоры, споры, разногласия и нарушенные коммуникации. А также наличие психического напряжения, депрессий, конфликтов, имеющих своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов.

В сложном комплексе причин, вызывающих дезорганизацию и даже распад семьи, значительное место занимают причины, связанные с негативным характером взаимоотношений и общения супругов в семье, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов.

Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает различные уровни взаимодействия супругов. Супружеские конфликты имеют свои особенности. Прежде всего, анализируемые конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью супружеских отношений [33,c.64]. Важнейшей особенностью супружеских отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения, так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи.

Другим пластом межличностных отношений в семье являются эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно на оси «нравится-не нравится». Чувство влюбленности, которое является наиболее распространенным поводом для вступления молодежи в брак, почти целиком ориентировано на первый компонент композиции. В объекте влюбленности любые его проявления кажутся милыми и трогательными. С течением времени эти субъективные оценки подвергаются коррекции – те же самые свойства характера, привычки, манеры супруга вызывают иные, порой прямо противоположные эмоции. Подобные метаморфозы оказываются во многом причиной появляющегося иногда «несходства характеров» супругов, что в конечном итоге может привести к разрыву семейных уз [32,c.33].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастн ...

Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделя ...

Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Естественно, возникает вопрос: что же затрудняет, а что, напротив, облегчает детям адаптацию к школе? Как уже было сказано, одной из причин затрудненной адаптации многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостат ...