Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 4

Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Но для миллионов неблагополучных семей все это больше похоже на сказку» [46,c. 201].

Вряд ли представляется возможным отождествлять стабильность брака с благополучием. Вполне стабильный (устойчивый) брак может быть неблагополучным, конфликтным, но по тем или иным причинам может продолжать функционировать вплоть до своего естественного конца. Люди могут сохранять свой брак из-за трудностей психологического разрыва, по невротическим причинам (осознание вины, боязнь перемен, эмоциональной нестабильности, необоснованных надежд) и по другим факторам, вынуждающим терпеть дискомфортные отношения. Все это может быть справедливо для стабильных браков, не дающим эмоционального удовлетворения партнерам.

Таким образом, нездоровая – это семья, не дающая эмоциональное удовлетворение партнерам, неспособная удовлетворять потребности своих членов в личностном и духовном росте.

Отличительные черты нездоровой семьи: отсутствие взаимопонимания в семье: ссоры, споры, разногласия и нарушенные коммуникации. А также наличие психического напряжения, депрессий, конфликтов, имеющих своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов.

В сложном комплексе причин, вызывающих дезорганизацию и даже распад семьи, значительное место занимают причины, связанные с негативным характером взаимоотношений и общения супругов в семье, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов.

Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает различные уровни взаимодействия супругов. Супружеские конфликты имеют свои особенности. Прежде всего, анализируемые конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью супружеских отношений [33,c.64]. Важнейшей особенностью супружеских отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения, так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи.

Другим пластом межличностных отношений в семье являются эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно на оси «нравится-не нравится». Чувство влюбленности, которое является наиболее распространенным поводом для вступления молодежи в брак, почти целиком ориентировано на первый компонент композиции. В объекте влюбленности любые его проявления кажутся милыми и трогательными. С течением времени эти субъективные оценки подвергаются коррекции – те же самые свойства характера, привычки, манеры супруга вызывают иные, порой прямо противоположные эмоции. Подобные метаморфозы оказываются во многом причиной появляющегося иногда «несходства характеров» супругов, что в конечном итоге может привести к разрыву семейных уз [32,c.33].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования. В отличие от животного, человек родится и живет в мире предметов, соз ...

Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в гр ...

Приемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте
Первый прием Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок - было трудно выполнить - не было трудно - легко выполнить Второй прием Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа п ...