Экзистенциальная психология

Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. Экзинстенциальная психология связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание. В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личност. потенциала. Как и гуманистическая психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определенного будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству", тревоге, что требует от личности мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологичной вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собств. достоинства сохраняться перед лицом онтологичной тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологичной вину.

Важнейшей целью Экзистенциальная психология личности является поиск путей достижения личности аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологичной тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биол., социальные и собственно психол. потребности. В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологичную тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды. В экзистенциальной психологии личности рассматривается преим. в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.