Парадоксы психологии.

Изучая психику как некоторую реальность, вполне доступную для научных методов исследования, психологи обнаружили следующие ее свойства;

Психика - это функциональный объект, то есть процесс, течение, движение.

Психика это нечто реальное, но существующее лишь постольку, поскольку имеются и функционируют такие анатомические структуры, как мозг и нервные проводящие пути. Можно исследовать эти структуры, а можно изучать их работу, ее внутренние и внешние проявления, находя в них определенные свойства, особенности, закономерности.

Психика - объект непосредственно не наблюдаемый и "не осязаемый"; о ней можно что-то узнавать лишь, наблюдая ее проявления.

Психическое (сознание, душа, психика) находится в сложных взаимодействиях с материальным миром физической реальности. Взаимодействие Человека и Мира, по С.Л.Рубинштейну, может проходить в трех плоскостях: 1) как отношения к самому себе, 2) как отношения к Другим людям и 3) как отношения к объектному миру. При этом, это не односторонние воздействия, а взаимоотношения, где чисто теоретически допускается и возможность непосредственного влияния психической активности на мир, поскольку изначально предполагается “приобщение конечного человека к бесконечному бытию и идеального представления этого бытия в самом человеке”.

Психические проявления очень сложны, многовариантны, уникальны в каждом случае, многофакторно обусловлены; состоят из сплетения причин и следствий, порой не видимых для наблюдателя. Все это создает максимальную сложность для выявления закономерностей и зависимостей вплоть до отсутствия подобной возможности [8;12].

Из сказанного видна вся сложность проблемы изучения психики, ограниченность методов и неспособность науки на сегодняшний день "ухватить" психическое в самой сути. Все известное о психике - это только ее функциональное и феноменологическое описание. Подавляющее число книг, учебников по психологии посвящено раскрытию сущности психики через ее явление. В итоге, по мнению проф. В.К.Вилюноса, что такое психика - этого никто не знает. П.Я.Гальперин пишет, что не определен собственный предмет психологии, и она исследует то, что изучается логикой, физиологией и другими науками [12].

Психология по нашим меркам существует достаточно давно, и достигла многого. Она раскрыла многие аспекты психики человека. Психология в состоянии научить людей понимать свои мотивации и строить свою жизнь. Психология делает большие успехи, обучая людей общаться, гармонизировать внутреннюю жизнь с внешними обстоятельствами. Но все это до определенного момента. Многие люди, например, чувствуют взгляд в затылок. И это уже нельзя назвать суеверием. Некоторые эксперименты подтверждают это. Ученые из американского университета Квинз решили экспериментально проверить это расхожее представление [14]. Добровольцев усаживали посередине комнаты, и на их затылок в определенное время смотрел (или не смотрел) другой человек. Оказалось: в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущался достаточно четко. Большинство воспринимало его как мимолетное давление на затылок. Но современная психология уже не может это объяснить, многие начнут говорить что это парапсихология, - а это не научно! Странно получается то, что не может объяснить психология, начинает объяснять физика изучая спиновые вращения. Изучая хрональные поля излучаемые глазами. Предлагая тысячи гипотез, теоретических обоснований и практических измерений, причем делается это разными авторами одновременно по всему миру. Они дают свои названия этим явлениям. Академическая теория теряет здесь силу на лицо тот момент, когда науки должны быть обледенены. Так возникла психофизика. И такое направление как физика сознания. С точки зрения психофизики объект и субъект психофизического явления рассматриваются в первую очередь как "информационные системы", процессы, взаимодействия которых связаны с психическими процессами субъекта и затем отображаются с информационного плана на материальный в виде каких-либо физических процессов.


Новорожденность. Врожденные особенности и тенденции развития
В младенчестве выделяют особый период новорожденности, который длится месяц или чуть больше месяца. Этот короткий период, однако, имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека, так как его основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Замечательный советский психолог Л.С. Выготский счит ...

Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Из предыдущего изложения понятно, что создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества. Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире к ...

Методологические основы формирования понятий у детей
Введение в теорию понятия (о структуре понятия) Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. «Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на ...