Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Теоретические основы гендерного подхода к особенностям употребления алкоголя в подростковом возрасте. История возникновения и проблема употребления алкоголя

Теоретические основы гендерного подхода к особенностям употребления алкоголя в подростковом возрасте. История возникновения и проблема употребления алкоголя
Страница 2

Слово "алкоголь" имеет арабское происхождение и означает "нечто эфирное". Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу - богу вина, плодородия и веселья у древних римлян - праздник Бахуса, Дионису - богу вина у древних греков - праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5. c35].

Этиловый алкоголь в чистом виде - этиловый спирт - был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена - послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14. c21].

"Демон", "Кровь сатаны", "Змей, бич рода человеческого" - вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: "Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды". Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: "Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет".

В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу - напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе. Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн, к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами.

Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях.

Широкое распространение употребления алкоголя связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление "забыться" становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Вся история колониальной политики убедительно свидетельствует, что в течение века капиталы наживались путем спаивания народов. Спиртные напитки ввозились в колонии миллионами литров, приносили разорение, болезни и смерть местных жителей.

Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было, и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население. В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости. Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины. В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного.

Страницы: 1 2 3 4 5


Монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастн ...

Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. У ...

Психология бессознательного
В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психологии. Фрейд, опираясь на свой клинический опыт, его подорвал. Ведь его больные страдали именно от т ...