Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте
Страница 5

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Для этого уровня характерны мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. [13, с 69-75]. На данном этапе выявляется склонность, но ещё не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками, как регулятор поведения и настроения. Мотив: повысить уверенность в себе, временно уйти от реальности. Психическая зависимость формируется 1,5 года. На этом уровне изменяется суточный ритм прием спиртного. Влечение к спиртному происходит не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом доза спиртного возрастает. При воздержании приема алкоголя подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение, не редко проявляется конфликтность и агрессивность.

Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями необходимы медицинские меры.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков.

На уровне физической зависимости происходит одновременно усиление психической зависимости и изменение ее содержания. На этом этапе чётко выражен похмельный синдром. В период похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение. Очень быстро формируются патологические черты личности, такие как раздражительность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного употребления алкоголя, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотив: стремление устранить болезненное состояние, необходимо срочное стационарное лечение.

Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения - показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе "смену" из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.

Анализируя факторы и мотивы употребления алкоголя подростками, следует отметить, что в последнее время все больше исследователи выделяют проблему гендерных особенностей употребления алкоголя.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Узкий/широкий диапазон эквивалентности
Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или черты различия объектов (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence,1959; Gardner, Jackson, Messick, 1960). В частности, в экспериментах на свободную классификацию объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объек ...

Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в определенных условиях воспринимаемые в другом человеке физические проявления и жизнь сознания связываются ...

Эмпирическое исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Планирование и организация исследования
Задачей практической части нашего исследования является изучение развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе Тотемской средней школы № 3 (начальные классы). В исследовании участвовали учащиеся первого класса в возрасте от 7 до 8 лет. Количество детей – 18 человек. Из них 7 девочек и 11 мальчиков. Э ...