Материалы по психологии » Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля » Индивидуально-психологические особенности школьников. Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация, темперамент).

Индивидуально-психологические особенности школьников. Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация, темперамент).
Страница 2

Эти типы темпераментов являются научной абстракцией, так как в жизни встречаются не типовые, а индивидуальные темпераменты. В индивидуальном темпераменте одни черты типического темперамента могут быть выражены ярче, другие — слабее, они могут сочетаться с некоторыми чертами другого типического темперамента, так как сложный индивидуальный темперамент всегда качественно своеобразен.

Среди индивидуальных темпераментов нередко встречаются так называемые ярко выраженные темпераменты; это темпераменты, в которых преобладают черты какого-либо одного типического темперамента. Обычно о человеке такого темперамента говорят, что он ярко выраженный, или типичный, холерик, сангвиник и т. п. Знание типических темпераментов облегчает возможность понимания индивидуального темперамента. Именно в этом и заключается смысл учения о типах темпераментов.

Темперамент человека отличается пластичностью и изменяемостью, а не представляет собой чего-то застывшего, раз навсегда данного, постоянного и неизменного. Темперамент может быть изменен в процессе воспитания, он меняется в связи с возрастом; меняется он и под влиянием сильных психических потрясений, болезней и т. п.

"В биологическом плане следует при изучении темпераментов учитывать, что нервная система человека, в первую очередь, головной мозг работает в "тесном содружестве" с деятельностью желез внутренней секреции и с работой внутренних органов. В темпераменте отражается единство работы всех отделов головного мозга (коры, подкорки, гипоталамической области, ретикулярной информации и др.). В связи с этим следует вспомнить желчность печеночных больных, эйфоричность туберкулезных, невротическое состояние у гинекологических больных, раздражительность при гипертонической болезни, суетливость и раздражительность при тиреотоксическом зобе."[28, с. 146]

Изучение вопроса о влиянии темперамента на успешность деятельности привело исследователей к разработке понятия "ИСД" - индивидуальный стиль деятельности - "неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям."[11]

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

· по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),

· по проявлению тревожности,

· по способности концентрации внимания,

· по непроизвольным движениям,

· по пластичности (быстрая приспособляемость к новому), ригидности (поступать по привычным образцам поведения),

· по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин "полевое поведение") или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,

· по темпу речи,

· по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).

В итоге можно отметить, что как говорил известный психолог С.Л.Рубинштейн: "… темперамент - динамическая характеристика личности во всех ее действительных проявлениях и чувственная основа характера."

Характер – предполагаемая умственная и психическая организация личности , соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях .[36]

Акцентуация характера - термин, введенный К. Леонгардом и означающий экспрессию отдельных черт характера и их сочетаемость.[40 ]

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и темпераментом, определяющим вариации индивидуальности человека. Колебания здесь наблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности акцентуированной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего «трафаретного» образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной.

Многие черты невозможно строго дифференцировать, т. е. трудно установить, относятся они к ряду акцентуаций или лишь к индивидуальным вариациям личности. Например, если говорить о честолюбии, то следует, прежде всего, определить, относится оно к сфере интересов и склонностей или является чертой акцентуированного застревания. Последнее определение возможно при яркой выраженности данной черты: твердолобый, слепой карьеризм вряд ли можно отнести к сфере направленности интересов. Кроме того, застревание никогда не проявляется одним только честолюбием, к нему присоединяются повышенная чувствительность к обидам и сильно выраженная злопамятность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Краткое описание Шкалы избегания опасности
В структуре опросника ТСI содержится шкала "Избегание опасности", показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства. ...

Основные теории изучения внимания
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и з ...

Этапы генезиса речи, как средства общения
Анализ психологической литературы позволил психологам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни проходит в три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не умеет понимать речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам, по зде ...