Выводы и рекомендации
Страница 1

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы.

1. Больные с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации.

2. Больные с высоким уровнем адаптации обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оцениваю свои социально желательные характеристики. Они склонны считать себя ответственными за свою жизнь.

Больные с хроническими заболеваниями с низким уровнем адаптации характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой. У людей этой группы преобладает экстернальный локус контроля.

3. Хронические больные с высоким уровнем адаптации оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением.

Для больных с хроническими заболеваниями с низким уровнем адаптации по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.

4. Больные с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы – основной страх, который переживают больные данной группы.

Хронические больные с низким уровнем адаптации обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и собственные проблемы со здоровьем.

5. Необходима специальная организация психологической поддержки больных с хроническими соматическими заболеваниями, а также психологическая помощь больным, испытывающим трудности адаптации. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

Работа по профилактике дезадаптации является важной. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психологической работы с группой больных с хроническими заболеваниями, имеющих низкий уровень адаптации. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации больных с хроническими заболеваниями.

После известия о хроническом диагнозе возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и потенциально вероятном прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

Психопрофилактическая работа может быть организована в два этапа:

I. Подготовка к изменению образа жизни в связи с хроническим заболеванием.

II. Работа с больными имеющими хронические заболевания.

На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

I этап

Цель подготовительного этапа - подготовить человека к изменению образа жизни в связи с хроническим заболеванием для того, чтобы он смог без ущерба перейти этот важный жизненный момент. Психологический смысл этого этапа в том, что человек переживает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых ситуаций.

Страницы: 1 2 3


Невербальные средства повышения делового статуса
В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, ...

Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...

Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности. Взаимосвязь эмоций и деятельности
Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез ...