Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Страница 4

Формы памяти. Три формы памяти — мгновенная, кратковременная и долговременная — отличаются друг от друга как по способу представления в них получаемой извне информации, так и по времени хранения, а также по тем функциям, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти представляют собой не только формы, но и этапы переработки информации в процессе ее хранения.

Интерес к проблеме внимания связан с одной из характерных особенностей психики человека, состоящей в ее направленности, то есть непроизвольном или произвольном выделении значимых объектов, соответствующих актуальным потребностям человека, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от других, благодаря чему обеспечивается более ясное и отчетливое отражение значимых объектов, способствующее осуществлению эффективной деятельности человека с ними.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах, имеющих для человека устойчивую или ситуативную значимость, называется вниманием.

Если рассмотреть этимологию слова "внимание", то можно установить происхождение данного термина от латинского слова attendo, обозначающего "напряжение души", "обращение к объекту". Очевидно, что английская терминология заимствована из латинской (attention). Русские термины "внимать", "внемлю" указывают на действия "взятия в душу" объекта, его усвоение субъектом.

Знание феноменологии внимания необходимо каждому психологу, независимо от его научных интересов и практической специализации.

Исходную основу изучения внимания образует описательная характеристика явлений внимания и невнимания. В современной психологии феномены внимания принято подразделять на объективные и субъективные явления, сопровождающие акт внимания. Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека, в частности, психофизическом (например, изменение биотоков мозга, состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания); двигательном (макро- и микродвижения тела и конечностей; установочные движения органов чувств и т.п.); поведенческие комплексы ("поза внимания").

Субъективные явления, сопровождающие акт внимания, представлены характеристиками содержаний когнитивной сферы сознания (ясность, живость, яркость и т.п.); а также аффективной и волевой сфер (интерес, удивление, активность, погруженность в деятельность и т.п.).

Совокупность и динамика объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образует различные структуры состояний, свойств и видов внимания (например, состояние бдительности, способность к переключению, распределению и т.п.). Таким образом, понятие "внимание" объединяет множество разнообразных феноменов психики человека. Отсюда - многозначность внимания, которое может проявляться и как психический процесс, и как психическое состояние, и как психическое свойство. В этой связи внимание целе­сообразно рассматривать как сложную иерархическую систему психической активности, организующим фактором которой служат цели деятельности человека. В целостной психике человека внимание получило статус "сквозного" процесса, имеющего выраженную интерактивную функцию. Такой статус внимания обусловлен следующими его особенностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
В свободное время респонденты экспериментальной группы предпочитают смотреть телевизор, слушать музыку, встречаться с друзьями. Опрошенные из контрольной группы на первое место предпочитают встречаться с друзьями, смотреть телевизор и ходить в театры. В списке наиболее предпочитаемых кинофильмов первое место у респондентов эксперимента ...

Примерная классификация дидактических игр.
В разной литературе авторы дают разную классификацию дидактических игр, группируя по разным признакам, например: - игры с использованием предметов, игрушек и картинок, - игры – типа «угадай, что изменилось». Эти игры проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр мо ...

Экспериментальное выявление особенностей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России. Выявление организации процесса обучения и воспитания в специальной школе VIII вида с. Амурзет
Экспериментальное исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида с.Амурзет. Данное образовательное учреждение осуществляет обязательное бесплатное обучение детей с нарушениями интеллекта разной структуры дефекта. Это одна из 5 подобных школ ЕАО: в ней обучается на данный момент 56 детей с умс ...