Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Страница 4

Формы памяти. Три формы памяти — мгновенная, кратковременная и долговременная — отличаются друг от друга как по способу представления в них получаемой извне информации, так и по времени хранения, а также по тем функциям, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти представляют собой не только формы, но и этапы переработки информации в процессе ее хранения.

Интерес к проблеме внимания связан с одной из характерных особенностей психики человека, состоящей в ее направленности, то есть непроизвольном или произвольном выделении значимых объектов, соответствующих актуальным потребностям человека, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от других, благодаря чему обеспечивается более ясное и отчетливое отражение значимых объектов, способствующее осуществлению эффективной деятельности человека с ними.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах, имеющих для человека устойчивую или ситуативную значимость, называется вниманием.

Если рассмотреть этимологию слова "внимание", то можно установить происхождение данного термина от латинского слова attendo, обозначающего "напряжение души", "обращение к объекту". Очевидно, что английская терминология заимствована из латинской (attention). Русские термины "внимать", "внемлю" указывают на действия "взятия в душу" объекта, его усвоение субъектом.

Знание феноменологии внимания необходимо каждому психологу, независимо от его научных интересов и практической специализации.

Исходную основу изучения внимания образует описательная характеристика явлений внимания и невнимания. В современной психологии феномены внимания принято подразделять на объективные и субъективные явления, сопровождающие акт внимания. Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека, в частности, психофизическом (например, изменение биотоков мозга, состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания); двигательном (макро- и микродвижения тела и конечностей; установочные движения органов чувств и т.п.); поведенческие комплексы ("поза внимания").

Субъективные явления, сопровождающие акт внимания, представлены характеристиками содержаний когнитивной сферы сознания (ясность, живость, яркость и т.п.); а также аффективной и волевой сфер (интерес, удивление, активность, погруженность в деятельность и т.п.).

Совокупность и динамика объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образует различные структуры состояний, свойств и видов внимания (например, состояние бдительности, способность к переключению, распределению и т.п.). Таким образом, понятие "внимание" объединяет множество разнообразных феноменов психики человека. Отсюда - многозначность внимания, которое может проявляться и как психический процесс, и как психическое состояние, и как психическое свойство. В этой связи внимание целе­сообразно рассматривать как сложную иерархическую систему психической активности, организующим фактором которой служат цели деятельности человека. В целостной психике человека внимание получило статус "сквозного" процесса, имеющего выраженную интерактивную функцию. Такой статус внимания обусловлен следующими его особенностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравствен ...

Три функции речи
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором – речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с нагляднообразными и моторно-действенными компонентами, а в треть ...

Одаренность
По мнению специалистов, одаренными можно назвать детей, демонстрирующих высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов. Отдельно выделяют одаренность в сфере общения, лидерства и руководства. Поэтому ...