Интернет зависимость
Страница 2

Аддикты второго порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни и их привязанность к машине – симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).

Следует отметить, что лица с пограничными расстройствами отдают предпочтение аддиктивным реализациям в нехимической форме. Из типов акцентуации наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы.

Помимо психологических симптомов существуют также и физические симптомы Интернет-зависимости:

· синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

· сухость в глазах;

· головные боли по типу мигрени;

· боли в спине;

· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

· пренебрежение личной гигиеной;

· расстройства сна, изменение режима сна.

В представлении К. Янг зависимость от Интернета - многомерное явление, включающее:

· проявления эскейпизма (бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением);

· поиск новизны;

· стремление к постоянной стимуляции чувств;

· эмоциональная привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение);

· удовольствие ощутить себя “виртуозом” в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ WWW в результате преодоления свойственной, как оказалось в результате проведенных исследований, многим аддиктам в недавнем прошлом технофобии, а особенно ее разновидности - компьютерофобии, т.е. боязни компьютеров и других видов информационных технологий.

Можно выделить несколько стадий зависимости от Интернета:

1. Достижение идеального “Я” в виртуальном образе. Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств Интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие Интернет-аддикции в подростковой возрастной группе. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий. Сетевое общение позволяет жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность.

2. Реализация патологической идентификации. Реализация патологической идентификации является по существу механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального "Я", отличием которого служат патологические для индивидуума идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу. Самой распространенной формой является патологическая идентификация с противоположным полом.

3. Патологическое творчество. Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность творчества в сети и презентации своих творческих достижений в сети. Демократия, присутствующая в сети, дает авторам свободу, которой они лишены в обычных условиях. Для патологического творчества, присутствующего в сети, становится возможной беспрепятственная реализация патологических идей, не возможная в реальном мире. Создателей этих произведений встречает большая аудитория, в которой многие идеи находят в той или иной степени столь необходимый авторам отклик. В силу имеющихся психопатологических предиспозитов это качество Интернет обусловливает быстрое и стойкое формирование Интернет-аддикции.

Стоит так же заметить, что существует и противоположная точка зрения на Интернет - аддикцию. Так К. Сурратт делает попытку предложить иную интерпретацию наблюдаемых феноменов; эта попытка опирается на теорию символического интеракционизма Дж. Мида. Согласно этим идеям, психическое развитие понимается как результат социальных взаимодействий, в ходе которых индивидом воспринимаются роли, групповые ценности и нормы, а также формируется «личностное Я». В соответствии с исходными теоретическими положениями, Сурратт обосновывает мнение о том, что сетевое взаимодействие приобретает все необходимые качества и свойства реальности. В этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия, включая систему наказаний за их нарушение, стабильными отношениями между членами сообществ, процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей.

Страницы: 1 2 3


Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...

А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
· деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций; · деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – э ...

Впечатление
Главное условие запоминания состоит в том, что необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что вы хотите запомнить. Для этого необходимо: 1. Сосредоточиться. Когда вы находитесь в ситуации, когда особенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредотачивать все своё внимание, используя «переключатель» памяти. Упраж ...