Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. В возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики.

Тем не менее, психологические исследования показывают, что кризис середины жизни является весьма распространенным явлением. Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение. Таким образом, необходимо изучать особенности этого кризиса и искать пути управления. Это обусловило актуальность темы работы и интерес к ее изучению.

Целью работы является изучение особенностей кризиса середины жизни.

Задачи работы:

Рассмотреть понятие и сущность возрастных кризисов

Выделить фазы кризиса

Проанализировать особенности кризисов взрослых, в частности кризисов 40 -45 лет

Выделить основные изменения образа жизни в четырех измерениях.

Составить анкету согласно выделенным изменениям образа жизни,

Провести эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин в 40-45-летнем возрасте.

Объект исследования: мужчины и женщины 40-45 лет

Предмет исследования: кризис середины жизни

Гипотеза исследования: в возрасте 40-45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.


Толерантность к нереалистическому опыту
Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные и очевидные (Klein, G ...

Социально-психологические критерии адаптации к школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.) и ...

Косоугольная система координат и факторы 2-го порядка.
Изображенные на рис. 1 оси называются ортогональными, так как они строго перпендикулярны друг другу. Иногда кластеры тестов располагаются таким образом, что лучшего соответствия используемым критериям удается достичь при использовании облических ( косоугольных) осей. В таком случае уже сами факторы коррелируют друг с другом. Одни исслед ...