Материалы по психологии » Кризис среднего возраста, гендерные отношения » Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни. Понятие и сущность возрастных кризисов

Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни. Понятие и сущность возрастных кризисов
Страница 3

Итак, в целом в отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1. Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух противонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновение новообразования (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

2. Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др. В зарубежной, а в последние годы — и в отечественной психологии многие авторы исходят из представления о нормативности, необходимости кризисов. В настоящее время такой подход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмов кризисов, их привязанности к конкретным возрастам и событиям и т. д.

Д. Левинсон (Levinson, 1978; 1986) рассматривает развитие как регулярную последовательность стабильных и переходных стадий. Примерно в 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникает потребность в их изменении. При этом возможна дифференциация перехода по половому признаку: мужчины чаще пересматривают собственные карьерные установки и способы их реализации, женщины — делают окончательный выбор между карьерой и семьей.

Страницы: 1 2 3 


Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка. Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы. 1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я" Игры и проблемные ...

Описание
Цель данного практикума: · Ознакомление студентов с известными методами исследования памяти. · Выработка у студентов навыков работы с этими методами. · Иллюстрация на практике некоторых закономерностей памяти. Практикум состоит из 7 работ: 1. Механическая память 2. типы памяти 3. смысловая память 4. логическая память и механичес ...

А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
· деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций; · деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – э ...