ЗаключениеСтраница 1
В соответствии с целью данного исследования - изучения средств формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в работе решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявлены особенности развития социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Изучены средства, влияющие на формирование социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Проведено практическое исследование средств, влияющих на формирование социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
5. Разработаны рекомендации по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В теоретической части исследования были выявлены задачи по формированию социальной адаптации:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация - как итог всей работы.
В экспериментальной части исследования были выявлены проблемы социальной адаптации среди детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, определен уровень социальной адаптации детей методами диагностики личностный особенностей детей и личностных отношений между детьми, организована поэтапная работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста
На начальном этапе исследования было выявлено, что и в контрольной и в экспериментальной группе дети имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки. У детей были выявлены внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста (приоритет внешнего вида, "моральный реализм", низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников), а также внешние по отношению к детям проблемы (приоритет мнения родителей, недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах).
После проведения коррекционной программы по формированию социальной адаптации возросли показатели развития личностных особенностей детей 3-4 лет и межличностных отношений и, как следствие, изменились данные социометрии (значительное уменьшение показателей количества изолированных детей), которые позволяют судить о преобладании дружеских взаимоотношений, складывании устойчивых игровых коллективов к концу младшего дошкольного возраста.
Приложения
Приложение 1
Рисунок 1 - Результаты проведения эксперимента по методике "Какой я?"
Рисунок 2 - Результаты проведения эксперимента по методике "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"
Рисунок 3 - Результаты проведения эксперимента по методике ""Выбор в действии"
Приложение 2
Таблица - Величины коэффициента Стьюдента для различных значений доверительной вероятности
Число степеней свободы f=n-1 |
Доверительная вероятность | |||
0,90 |
0,95 |
0,99 |
0,999 | |
1 |
6,314 |
12,706 |
63,657 |
636,619 |
2 |
2,920 |
4,303 |
9,925 |
31,598 |
3 |
2,353 |
3,182 |
5,841 |
12,941 |
4 |
2,132 |
2,776 |
4,604 |
8,610 |
5 |
2,015 |
2,571 |
4,032 |
6,859 |
6 |
1,943 |
2,447 |
3,707 |
5,959 |
7 |
1,895 |
2,365 |
3,499 |
5,405 |
8 |
1,860 |
2,306 |
3,355 |
5,041 |
9 |
1,833 |
2,262 |
3,250 |
4,781 |
10 |
1,812 |
2,228 |
3,169 |
4,587 |
11 |
1,796 |
2, 201 |
3,106 |
4,437 |
12 |
1,782 |
2,179 |
3,055 |
4,318 |
13 |
1,771 |
2,160 |
3,012 |
4,221 |
14 |
1,761 |
2,145 |
2,977 |
4,140 |
15 |
1,753 |
2,131 |
2,947 |
4,073 |
16 |
1,746 |
2,120 |
2,921 |
4,015 |
17 |
1,740 |
2,110 |
2,898 |
3,965 |
18 |
1,734 |
2,101 |
2,878 |
3,922 |
19 |
1,729 |
2,093 |
2,861 |
3,883 |
20 |
1,725 |
2,086 |
2,845 |
3,850 |
21 |
1,721 |
2,080 |
2,831 |
3,819 |
22 |
1,717 |
2,074 |
2,819 |
3,792 |
23 |
1,714 |
2,069 |
2,807 |
3,767 |
24 |
1,711 |
2,064 |
2,797 |
3,745 |
25 |
1,708 |
2,060 |
2,787 |
3,725 |
26 |
1,706 |
2,056 |
2,779 |
3,707 |
27 |
1,703 |
2,052 |
2,771 |
3,690 |
28 |
1,701 |
2,048 |
2,763 |
3,674 |
29 |
1,699 |
2,045 |
2,756 |
3,659 |
30 |
1,697 |
2,042 |
2,750 |
3,646 |
40 |
1,684 |
2,021 |
2,704 |
3,551 |
60 |
1,671 |
2,000 |
2,660 |
3,460 |
120 |
1,658 |
1,980 |
2,617 |
3,373 |
бесконечность |
1,645 |
1,960 |
2,576 |
3,291 |
Организация специального охранительного режима для
заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, во ...
Подросток и семья
«Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Родители, родственники, их мир ве ...
Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного ...