Материалы по психологии » Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию » Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся
Страница 3

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья.

Рисунок 3. Гистограммы выраженности акцентуаций характера по методике К. Леонгарда

Где: 1 – гипертимный тип; 2 – возбудимый; 3 – эмотивный; 4 – педантичный; 5 – тревожный; 6 – циклотимный тип; 7 – демонстративный тип; 8 – застреваемый; 9 – дистимный; 10 – экзальтированный.

Группу учащихся с первой группой здоровья явно отличает заметная выраженность акцентуации характера по педантичному типу. Таким образом, им в большей степени характерна пунктуальность, тщательность, продуманность поведения. Дети этой группы предпочитают получать корректные и чёткие указания. Они ценят стабильность. Могут быть консервативны, плохо переносят смену обстановки. В нестандартных ситуациях теряются, пасуют перед трудностями. Охотно уступают лидерство другим. Хорошо справляются с монотонной работой, требующей внимания и скрупулёзности. Они добросовестны, аккуратны, надежны, но склонны к формализму, стремятся переложить принятие решений на других. Остро реагируют на любое нарушение порядка. Конфликтность этих подростков средняя. В конфликты вступают редко, чаще выступают в них в пассивной роли.

Рассмотрим среднестатистические личностные профили испытуемых учащихся обеих групп по опроснику Кеттелла (см. рисунок 4).

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 4. Среднестатистический личностный профиль учащихся обеих групп по методике Кеттелла.

Где: 1 – шкала достоверности; 2 – «А» – сфера общительности; 3 – «В» – степень интеллектуальности; 4 – «C» – эмоциональная неустойчивость / устойчивость; 5 – «E» – степень доминантности; 6 – «F» – степень озабоченности / беспечности; 7 – «G» – нормативность поведения; 8 – «Н» – робость-смелость; 9 – «I» – жесткость-мягкость (сензитивность); 10 – «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/; 11 – «М» – практичность-мечтательность; 12 – «N» – прямолинейность-дипломатичность; 13 – «O» – уверенность в себе-тревожность; 14 – «Q1» – консерватизм – радикализм; 15 – «Q2» – высокая самооценка-низкая самооценка; 16 – «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль; 17 – «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение.

Так, например, на пике профиля учащихся с 1 группой здоровья находится показатель «L» (внутреннее спокойствие, доверчивость – напряжённость, подозрительность), выраженность которого позволяет отметить нам такие черты, как: подозрительность, подросток, имеющий собственное мнение, не поддающийся обману.

Также на пике находится показатель «O» (уверенность в себе – тревожность), причём в обеих выборках испытуемых. Этот факт дополняет личностный «портрет» учащихся обеих групп тем, что у них отмечается тревожность, иногда депрессивность, обеспокоенность (тенденция к аутопунитивности) и чувству вины.

Также учащиеся обеих групп, можно сказать, убеждены в правильности того, чему их учили, и принимают всё как проверенное, несмотря на противоречия. У них отмечается склонность к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Они имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживаются традиций («Q1» – консерватизм – радикализм).

Страницы: 1 2 3 4


Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потр ...

Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. ...

Интересы
Одним из мотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Каково его психологическое содержание, его специфическое отличие от других мотивационных образований? Анализируя психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание этой потребности. В этой ...