Особенности коммуникативной компетентности психолога и необходимость ее
развития в период обучения в ВУЗе. Коммуникативная
компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональСтраница 1
В профессиях социономического типа профессиональная особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, т. к. коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которого не могут быть решены ее задачи. В связи с этим Аврамцев В.В. выделяет признаки, отличающие профессиональную коммуникацию от бытовой, непрофессиональной:
- направленность коммуникации на достижение результата;
- нормативная регламентация;
- обязательность информационного обмена;
- ограниченность во времени; необходимость постоянно контролировать ход общения;
- детерминированность профессиональной ролью позиции коммуникатора и используемых средств общения;
- наличие требований к уровню коммуникативной компетентности коммуникатора;
- зависимость от всех участников коммуникации в достижении конечного результата;
- используется профессиональный язык;
- предполагается определенная внешняя обстановка;
- предмет коммуникации находится в рамках профессиональной компетентности коммуникатора [14].
На основе теоретического анализа литературы Юнда А.А. условно обозначает такие подструктуры профессиональной коммуникативной компетентности работников социономических профессий как:
- теоретико-методическая, включающая знания об особенностях ситуаций профессиональной коммуникации, целях, задачах, условиях, нормах, приемах, техниках, стилях эффективной в условиях деятельности коммуникации и др.;
- практическая, включающая владение необходимыми для осуществления коммуникации навыками и умениями;
- личностная, предполагающая определенный уровень развития качеств, а также психологическую готовность к коммуникации в конкретных условиях деятельности.
Коммуникативная компетентность в профессии психолога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде.
Особенность коммуникативной компетентности личности психолога составляют:
- теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации;
- профессионального, в том числе речевого этикета;
- коммуникативных технологий.
Коммуникативная компетентность психолога - есть совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность психолога выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, т.е. в проявлении эмпатии.
Содержательное описание данных компонентов коммуникативной компетентности психолога требует выделения особенностей его профессиональной коммуникации, изучения типичных для деятельности факторов, влияющих на коммуникацию, а также описания знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств, способствующих эффективности коммуникации в конкретной профессионально деятельности [38]
В структуре коммуникативной компетентности психолога, в качестве важнейших можно выделить два взаимосвязанных компонента:
1. социально — перцептивный, отражающий внутреннюю сторону психологического общения и соответствующим компонентам общения - отражению в смысле познания психологом клиентов, и отношению, понимаемому как эмоциональный отклик, вызываемый психологом и клиентом.
2. коммуникативный, проявляющийся во внешней стороне психологического общения и соответствующий компоненту общения -обращению, который интегрирует все особенности внешнего поведения субъектов общения [1].
В общении психолога с клиентом необходимо выделить следующие факторы коммуникативной компетентности:
Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности. Взаимосвязь
эмоций и деятельности
Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез ...
Методы исследования и их обоснование. При исследовании использовались
следующие психодиагностические методики.
Используемые методики обладают достаточными психометрическими характеристиками по критериям валидности и надёжности. ...
Структура и критерии классификации проявлений толерантности
(интолерантности)
Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует рассмотреть их подробнее.
Психолог И. Б. Гриншпун п ...