Особенности коммуникативной компетентности психолога и необходимость ее
развития в период обучения в ВУЗе. Коммуникативная
компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональСтраница 2
- знания в области психологии личности, группы общения;
- умение и навыки общения;
- коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения;
- способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;
- коррекция и развития системы отношений к личности [22].
Расширяя список факторов коммуникативной компетентности в общении психолога с клиентами Бодалев А.А. выделяет десять составляющих:
1. Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
2. Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь эти поступки, готовность поддерживать других.
3. Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
4. Конкретность - отказ от общих рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
5. Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
6. Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
7. Открытость: готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.
8. Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
9. Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности, в случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений .
10. Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания. [6]
Таким образом, среди условий и факторов коммуникативной компетентности психолога можно выделить несколько ведущих:
- комплекс знаний в области психологии личности;
- умение и навыки общения;
- способность адекватно и полно воспринимать себя и других людей, знание психологических закономерностей, индивидуально- психологических и социально- психологических особенностей клиента.
И так, коммуникативная компетентность имеет большое значение в профессиональной деятельности представителей социономических профессий, в том числе в профессии психолога, и рассматривается как основная ее составляющая. Потому важно именно в период обучения в ВУЗе, наряду с изучением основных дисциплин, в период профессиональной подготовки развивать коммуникативную компетентность студентов.
Особенности профессиональной деформации в условиях
рынка
В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.
Существует два вида профессиональной деформации - деформация деятельности и д ...
Эксперимент как метод эмпирического исследования
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выд ...
Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции:
понятие, функции и значимость в развитии личности
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделя ...