Материалы по психологии » Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности » Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности

Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности
Страница 1

Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий. [31]

Группы социально- психологического тренинга реализуют потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим». Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчается самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

Специфическими чертами социально-психологического тренинга являются:

- соблюдение ряда принципов групповой работы,

- нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы,

- наличие более или менее постоянной группы,

- определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени проводят в кругу),

- акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь»,

- применение активных методов групповой работы,

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия,

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. [21]

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, различающихся между собой по целому ряду признаков. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).

Основы тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н., Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша А.И. и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Тренинг коммуникативной компетентности заключается в выработке социально- психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

- умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

- умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

- умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

- умение максимально использовать социально- психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

- умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

- умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

- умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

- умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

- умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении. [5]

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д. Рассмотрим их более подробно.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

- организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

- организация «коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;

- гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению;

- коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;

- коммуникативное сопоставление, все «за» и «против» дают возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных, точек зрения;

Страницы: 1 2


Задержка полового развития у мальчиков
Задержка полового развития у мальчиков — это отсутствие признаков полового созревания после 14 лет. [7] Причинами задержки полового развития у мальчиков являются: · Различные хронические заболевания (бронхиальная астма, хронические воспалительные заболевания кишечника и др.) · тяжелый гипотиреоз (понижение функции щитовидной железы) ...

Организация специального охранительного режима для заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, во ...

Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата
Как замечает американский психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в те ...