Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Страница 2

Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты, устойчивые черты внеситуативны, они проявляются в таких базовых модальностях, как, например, принятие - непринятие, и во многом определяют тип родительского отношения. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный «неустойчивый» тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребёнка.

Внутренняя потребность ребёнка общения с родителями проявляется в том, что дошкольник в своем поведении среди сверстников копирует движения, поведение, ценностные оценки и формы сознания, свойственные его родителям. Ребёнок подражает данной модели поведения и тем самым воспроизводит образ родителей. Такое подражание часто называют отождествлением - ребенок как бы воссоздаёт в себе образ родителей.

Конфликтность ребёнка с родителями имеет возрастные особенности. Так, у дошкольника наиболее частым содержанием межличностных конфликтов с взрослым становится сниженная самооценка, блокирующая его активность. А также причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть кризисы нормального развития трёх и семи лет; неадекватный тип воспитания в семье. Ребёнок ожидает от взрослых признания своей независимости, самостоятельности, хочет, чтобы его мнения спросили, посоветовались с ним. Поведение определяется не только отношением ко взрослому, но и к себе.

Старший дошкольник по-прежнему нуждается в поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует оценка не конкретных умений, а его личности в целом. В 6-7 лет ребёнку важно понять сущность требований взрослого и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение ребёнка. Знания о себе и своей состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том же качеств.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребёнком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать - это любовь и независимость. С точки зрения М.И. Лисиной взаимоотношения между детьми и родителями являются психологическим продуктом их общения.

Родительская любовь и уверенность ребёнка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребёнку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания.

Страницы: 1 2 


Взаимосвязь одарённости и адаптации человека
По данным многочисленных исследований, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному. Один из наиболее часто встречающихся вариантов - это постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Поэтому в отношении к одарённым детям нередко проявляется известный скептицизм и осторожность. Известно, например, ...

Методика диагностики акцентуаций характера К. Леонгарда
Методика предназначена для диагностики типа акцентуации личности. В основу её положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие, адаптацию и пс ...

Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические черты и особенности творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенци ...