Заключение

Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий.

Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй – идиографический – предполагает изучение конкретного человека.

По мнению М.С. Егоровой невнимание к индивидуальному анализу, рассмотрение его как побочного по сравнению с номотетическим, не только препятствует пониманию того, как общие закономерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, могут быть предметом исследования в психологической науке.

Ананьев Б.Г. развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека… Индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.

[1] Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

[2] Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

[3] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

[4] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

[5] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

[6] Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

[7] Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

[8] там же

[9] Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

[10] Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.


А.В. Петровский Теория личности с позиций категориального анализа психологии[69]
При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета психологии: индивид, образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, переживание. Категориальный анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими пос ...

Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследования
В ходе практической работы проводился анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста. Целью работы было показать, что особенности их психологического состояния соответствуют кризисной ситуации, характерной для данного возраста и выявить гендерные особенности протекания кризиса. Задачи работы: На ...

Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
Цель: исследование особенностей взаимодействия родительско-детских отношений. Интерпретация результатов опросника была проведена относительно процентильной стандартизации опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.). По 1-ой шкале «Нетребовательность – требовательность» средний показатель равен 60 пр ...