Материалы по психологии » Психология как наука о поведении » Д.Н. Узнадзе Установка у человека. Проблема объктивации[70]

Д.Н. Узнадзе Установка у человека. Проблема объктивации[70]
Страница 4

[25] Nietsche F. The Will to Power. Stanza 785.

[26] Ibid. Stanza 935.

[27] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. С. 44.

[28] Nietzche F. Thus Spake Zarathustra. New York. P. 102.

[29] Nietzche F. The Twilight of Idols. Edinburgh, 1911. Stanza 35; Ecce Homo. New York, 1911. Stanza 2; Nachlass, Ncitzches Werke (Leipzig: A. Kroener). P. 63-64.

[30] этот момент обратили внимание Карен Хорни и Роберт С. Линд. (См.: Ногпеу К. The Neurotic Personality of Our Time. New York, 1937; Lynd R. S. Knowledge for What? Princeton University Press, 1939.)

[31] Спиноза. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. Этика. Разд. IV. Теорема 20.

[32] Уильям Джеймс очень четко выразил смысл этого понятия. «Чтобы заботиться о своем «Я», надо, чтобы Природа дала его вместе с каким-нибудь другим объектом, достаточно для меня интересным, чтобы вызвать у меня инстинктивное желание присвоить его ради него самого . Мое собственное тело и то, что служит удовлетворению его потребностей, и выступают та­ким примитивным инстинктивно определяемым объектом моих эгоистических интересов. Другие объекты могут представлять интерес лишь как нечто производное, второстепенное, ассоциируясь либо со средством, либо с привычными сопутствующими обстоятельствами; итак, самыми многообразными способами примитивная область эгоистического интереса может расширяться, изменяя свои границы. Подобного рода интерес есть истинное значение слова мой (mine). Все, что оно имеет, есть ео ipso часть меня самого!» (Principles of Psychology. New York, 1896. 2 vols. V. I. P. 319, 324). В другом месте Джеймс пишет: «Ясно, что между тем, что человек называет «Я» я что он попросту называет «мое», трудно провести четкую границу. Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же, как мы относимся к самим себе. Наша репутация, наши дети, вещи, сделанные нашими руками, — все это может быть столь же дорого нам, как и собственные наши тела, и если кто-то покушается на них, это вызывает то же чувство протеста и защитные действия, как и в случае с покушением на наше тело . В наиболее возможном широком смысле «Я» – это совокупность всего, что человек может назвать «своим», – не только свое тело и физические силы, но и свою одежду, свой дом, свою жену и детей, своих родителей и друзей, свою репутацию и работу, свою землю и лошадей, и яхту, и счет в банке. Все это вызывает у него одни и те же эмоции. Если они множатся и процветают, человек ликует, если они истощаются или даже погибают, он впадает в уныние – не обязательно сожалея в равной мере о каждой потере, но все равно одинаково» (Ibid. V. I. P. 291-292).

[33] Пиранделло в своих пьесах прекрасно выразил этот смысл понятия «Я», а также вытекающего из него понятия «сомнение-в-самом-себе».

[34] Ибсен Г. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. – М.: Искусство, 1956. – С. 507.

[35] У. Джемс. Психология. М., 1991

[36] И.С. Кон. Открытие «Я». М., 1978.

[37] Для обозначения данного явлении в психологической литературе используется целый ряд терминов: «идея Я», «образ Я», «понятие Я», «Я концепция». Одни авторы употребляют их как синонимы, другие пытаются установить их иерархию по степени обобщенности и устойчивости: «образ Я» обозначает нечто зависящее от ситуации, «понятие Я» мыслится как устойчивая структура самосознания и т.д. Поскольку возможность строгого разграничения смысла этих терминов представляется сомнительной, для обозначения представлений индивида о самом себе в дальнейшем изложении мы будем пользоваться собирательным термином «образ Я».

[38] Г.М. Андреева. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 1998. С. 89-99.

[39] А. Добрович. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996. С. 53-65. 71-75.

[40] Здесь и далее фраза, взятая в скобки, может быть «произнесена» либо про себя, либо особой интонацией, взглядом, мимикой.

[41] Н.Н. Обозов. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. С. 11-24.

[42] Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. С. 61.

[43] В нашей работе подробно будут рассматриваться только дружеские и супружеские отношения. Здесь же мы останавливаемся на этих четырех типах межличностных отношениях с целью лучшего понимания дружеских и супружеских отношений

[44] Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978. С. 65.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. ...

Общие сведения о детях с замедленным психическим развитием (ЗПР).
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается ...

Подведение итогов и педагогико-терапевтические выводы
Мы подходим к концу, хорошо зная, что многое затронуто лишь вскользь и потребует уточнения в дальнейших работах. Из-за объема и сложности материала, приведенного в ч. III, представляется нецелесообразным давать ее резюме. Напомним важнейшие моменты и попытаемся создать наглядный фон для показа основных педагогико-терапевтических направ ...