Материалы по психологии » Психологические особенности творческой личности » Влияние творчества на развитие отношений личности

Влияние творчества на развитие отношений личности
Страница 2

Оценка и самооценка в творчестве

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: "ребенок". Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих. В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва. В то же время самооценка включена в структуру воли творческого человека.

Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это? Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности. Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Отношение к достигнутому в творчестве

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.

В этом тоже возможны различные варианты:

¾ крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику.

¾ все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали.

¾ работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они "сталкиваются" с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

Личностные отношения, проявляющиеся в творчестве направленное на преодоление воображаемого недоброжелательного отношения. Напряжение может возникать вследствие чрезмерного стремления к обновлению результатов без "положительного подкрепления" достигнутого и т.д.

Формирование основных положений творческой личности к процессу своей деятельности заключается в том, что образ жизни человека, занимающегося творчеством, предполагает необходимость изменения и обновления личностных взглядов, перевод внутренних подсознательных эмоций и стремлений во внешнюю оболочку своей деятельности. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека — это захватывающая борьба личности внутренних и внешних мотивов и её преобразование в нечто новое.

Страницы: 1 2 


Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схеме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретическ ...

Введение.
Коммуникация , общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются ...

Полоролевая дифференциация и межличностные отношения супругов
Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно о тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье, что позволяет рассматривать их как детерминанту многих внутрисемейных процессов. Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей ...