А.Н. Леонтьев о личности

· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;

· личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество

, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:

а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;

· антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

· личностью не рождаются, личностью становятся

;

· личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;

· личность есть специальное человеческое образование;

· реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей

· становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:

существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности и

3) их общая структура;

· личность рождается дважды

:

а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания [8].


Теория Л.С. Выготского и Гальперина
Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первонача ...

Обоснование выборки
Выборку исследования составили спортсмены в возрасте от 18 до 30 лет, всего 60 человек. В связи с поставленной гипотезой они были разделены на 2 группы по 30 человек в каждой. В первую группу входят баскетболисты, во вторую спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как горнолыжный спорт, паркур, рафтинг, маунтинбайк. ...

Психоаналитическая теория личности по Фрейду.
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о ...