Материалы по психологии » Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте » Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения

Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения
Страница 1

Эмоциональное неблагополучие подростков –один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей.

Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка.

Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- депрессивные состояния подростков. Психологическое неблагополучие подростков, в том числе и касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи (А.М.Прихожан, В.Н.Синицкий) связывают некоторые типы нарушений поведения у детей ( побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство. Убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессивным состоянием.

Депрессия в психологии- это аффективное состояние, характеризующиеся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Страдания и ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов, раздражительность, ослабление интересов и способности к концентрации, а также озабоченность жалобами на физическое состояние являются обычными для депрессивных расстройств подростков.

В подростковом возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшиться свое состояние с помощью алкоголя или наркотиков, что в свою очередь может привести к алкогольной или наркотической зависимости.

У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее существенно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствует возникновению депрессии, представляется прекращение близких связей или отношений.

Связанные с разрывом переживания могут возникать непосредственно в момент разрыва и приводить к немедленному возникновению депрессии.

Кроме этого в подростковом возрасте большую роль в возникновении депрессивных состояний играет и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации.

Еще один вид эмоциональных расстройств- страхи и тревога. Страхи и фобии могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частота особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи.

Исследования Н.М. Иовчук и А.А. Северного показали, что младшего подростка появляются специфические страхи. Они- продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями ( учителем, директором), социальные страхи ( страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователи также отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком).

Страхи могут также возникать из-за неуверенности подростка в собственных межличностных отношениях с другими людьми.

Школьные страхи свидетельствуют о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи- постоянный спутник обучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех.

По данным исследования М.В. Оршанской, общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов.

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей.

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или нарушения процессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся одновременно со страхом наказания.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во множестве других форм. К их числу относятся ипохондрические состояния и реакции истерики.

Страницы: 1 2


Факторы социально-культурной адаптации
Оценивая теоретические и эмпирические исследования социально- культурной адаптации, следует признать значительный вклад специалистов в изучение факторов, благоприятствующих вхождению различных категорий мигрантов в новую культурную среду. Прогнозирование социально-культурной адаптации возможно, исходя из уровня информированности/осведо ...

Теоретический аспект развития коммуникативной компетентности студентов – психологов с помощью тренинга. Понятие коммуникативной компетентности
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [6]. В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это « .ориентированно ...

Вывод
На основании выше изложенного материала можно сделать следующие выводы: .Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уров ...